|
Морис Метерлинк. Там, внутри
Морис Метерлинк. Там, внутри
Морис Метерлинк. Там, внутри
Старый
сад, в саду ивы. В глубине дом, три окна нижнего этажа освещены. Отец сидит у
камелька. Мать облокотилась на стол и смотрит в пустоту. Две молодые девушки в
белом вышивают. Склонившись головкой на левую руку матери, дремлет ребенок. В
сад осторожно входят Старик и Незнакомец.
Они
смотрят, все ли домашние на месте, и переговариваются, решая, как лучше
сообщить им о смерти третьей сестры. Старик считает, что нужно пойти вдвоем:
несчастье, о котором сообщает не один человек, не так тяжело. Он подыскивает
слова, чтобы рассказать о случившемся: «Когда её нашли, она плыла по реке, и
руки её были сложены…» Незнакомец поправляет его — руки девушки были вытянуты
вдоль тела. Именно Незнакомец заметил и вытащил утопленницу. Старик вспоминает,
как встретил утонувшую девушку утром у церкви, — «она улыбнулась так, как
улыбаются те, которые не хотят говорить, которые боятся, чтобы их не
разгадали…». У каждою человека есть немало поводов, чтобы не жить, рассуждает
Старик. В душу не заглянешь, как в комнату. Незнакомец и Старик наблюдают за
мирной, обычной жизнью семьи. Семьи, которой кажется, что она в безопасности:
на окнах решетки, двери заперты на засов. Незнакомец порывается пойти
рассказать о случившемся, боясь, что кто-нибудь сообщит ужасную новость, не
подготовив родных. Входит внучка Старика, Мария. Она сообщает, что крестьяне
идут и несут на носилках из ветвей утопленницу. Старик велит Марии взглянуть в
окно: «Ты хоть немного поймешь, что такое жизнь…»
Внутри
дома сестры подходят к окнам и всматриваются в темноту. Затем целуют мать.
Старшая гладит ребенка, а он не просыпается. Девушки подходят к отцу. Эти
простые, скупые движения завораживают наблюдающих из сада Старика, его внучку и
Незнакомца. Теперь уже Мария просит деда не сообщать пока родным умершей
девушки о несчастье. Старик готов согласиться с ней и не говорить им ничего до
утра, но поздно — толпа с телом уже подошла к дому. Появляется другая внучка
Старика — Марта. Поняв, что дед еще ничего не сказал, она готова сама пойти в
дом с дурной вестью. Старик велит ей остаться и не смотреть в окно, чтобы не
увидеть, «каким становится человеческое лицо, когда перед глазами проходит
смерть».
Становятся
слышны молитвы. Часть толпы входит в сад. Раздаются приглушенные шаги и тихий
говор. Старик уходит в дом. Марта и Мария сидят на скамейке спиной к окнам.
Незнакомец смотрит в окно и комментирует происходящее. Вот все прислушиваются —
наверное, это Старик постучал в дверь. Отец идет открывать. Все встают, только
ребенок, склонив головку набок, спит в кресле. Старик медлит. Но наконец
страшные слова произнесены. Мать, отец и обе девушки бросаются к двери, но отцу
не сразу удается открыть её. Старик пытается удержать мать. Толпа в саду
рассеивается. Только Незнакомец продолжает стоять под окном. Наконец двери дома
распахиваются настежь, все выходят одновременно. При свете звезд и луны видно,
как на носилках несут утопленницу. А посреди пустой комнаты, в кресле, ребенок
по-прежнему спит сладким сном. Молчание. «Ребенок не проснулся!» — говорит
Незнакомец и уходит.
Список литературы
Для
подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://briefly.ru/
|