|
Эмиль Золя. Нана
Эмиль Золя. Нана
Эмиль Золя. Нана
Анна
Купо по прозвищу Нана, дочь спившейся прачки Жервезы Маккар и покалечившегося
рабочего Купо, умерла в Париже в 1870 г. восемнадцати лет от роду от оспы,
пережив на несколько дней своего двухлетнего сына и оставив в печали несколько
десятков своих любовников. Впрочем, её любовники утешились быстро. Кроме того,
надвигалась война с пруссаками. В комнате, где разлагалась Нана, чье
прекрасное, с ума сводившее лицо превратилось в гнойную маску, то и дело
раздавался крик: «В Берлин! В Берлин! В Берлин!»
…Она
дебютировала в театре Борднава «Варьете», куда на премьеру пародийной оперетты
о триумфе Венеры над рогоносцами собрался весь светский, литературный и
театральный Париж. О Нана все говорили уже неделю — эта не умевшая повернуться
на сцене, обладавшая скрипучим голосом, лишенная всякой грации полная девушка
покорила зал с первого своего появления на сцене: не талантом, разумеется, но
сумасшедшим зовом плоти, исходившим от нее. Этот-то зов привел к её ногам всех
мужчин города, и она не умела отказывать никому, ибо о любви у нее были
сентиментально-галантерейные представления, разврат перестал быть ей в новинку
едва ли не с четырнадцати лет, а деньги любовников были единственным источником
её существования. Неряшливая, живущая среди неопрятности и грязи, проводящая
дни в сверхъестественной праздности Нана выглядела поистине роскошным животным
и в качестве такового была равно привлекательна для бульварного журналиста
Фошри, банкира Штейнера, полусветских львов Вандевра и Ла фалуаза, аристократа
графа Мюффа. Вскоре к этим поклонникам прибавился семнадцатилетний Жорж Югон,
отпрыск аристократического рода, совершенный ребенок, весьма, однако, прыткий в
постижении запретных удовольствий.
…Графиня
Сабина Мюффа, вышедшая замуж семнадцати лет, жила весьма добродетельно и,
правду сказать, скучно. Граф, человек желчный и замкнутый, старше жены, уделял
ей явно недостаточно внимания. Фошри, скучающий на рауте у Мюффа, начинает
всерьез подумывать о том, чтобы добиться её расположения. Это не мешает Фошри
присутствовать на ужине, который дает Нана, собирая на нем актеров и актрис
своего театра, но главное — мужчин, осаждающих её квартиру днем и ночью.
Разговор на ужине у Нана, хоть и не в пример более оживленный, крутится вокруг
тех же тем: война, политика, сплетни. Сплетни, однако, главенствуют. Все связи
на виду, и дамы спокойно обсуждают с мужчинами достоинства своих любовников.
Напившись, Нана впадает в истерику: как всякая шлюха, она начинает требовать от
присутствующих уважения к себе и сетует на свою ужасную жизнь. Ее жалобы
сменяются столь же истерическими признаниями в любви к очередному её кавалеру —
Дагнэ; присутствующие обращают на все это мало внимания, поглощенные кто
карточной игрой, а кто — выливанием шампанского в рояль. В подобных
развлечениях охотно участвует не только интеллектуальная, но и политическая
элита: сам принц становится завсегдатаем театра «Варьете» и в антрактах всегда
бывает в уборной Нана, а то и увозит её со спектакля в собственной карете. Мюффа,
сопровождающий принца, сходит с ума от ревности: он сам, сорок лет прожив
сдержанной и строгой жизнью, всецело поглощен необъяснимой страстью к
златокудрой Венере, красавице, идиотке. Он тщетно добивается Нана: назначив ему
свидание, она взяла отпуск в театре и уехала в Орлеан.
Здесь-то
её и застал сбежавший от матери Жорж Югон, которого Нана в припадках сюсюкающей
романтики называет то Зизи, то Бебе. Ровесница юноши, обладающая, однако,
несравнимо большим опытом, Нана получает удовольствие от игры в детскую
любовь-дружбу. Происходят совместные любования луной и осыпания Зизи невыносимо
пошлыми прозвищами с попутным переодеванием его в любимую ночную сорочку.
Жоржа, однако, приходится прятать, ибо Нана посещают в Орлеане и Штейнер, и
граф Мюффа. Сабина Мюффа тем временем поддается наконец на ухаживания Фошри, но
графа это мало заботит: он весь поглощен Нана. Его не останавливает даже
жестокая, резкая статья Фошри о Нана, озаглавленная «Золотая муха». С Фошри
трудно спорить: Нана и впрямь золотая муха, всасывающая смерть с падали и
заражающая Париж. Пока Мюффа в квартире Нана читает эту статью, хозяйка
любуется собой перед зеркалом, раскачивается всем торсом, ощупывает родинку на
бедре и сильную грудь. Какую бы разрушительную отраву, какого бы золотого зверя
ни видел в ней Мюффа, он хотел её, и хотел тем сильнее, чем явственнее сознавал
её чудовищную порочность и тупость. Нана и сообщает ему о том, что Сабина,
девятнадцать лет прожив с графом, теперь изменяет ему с Фошри. Ударив её, граф
выбегает вон, а Нана разрешает своей служанке Зое впустить следующего.
Пробродив всю ночь под дождем, Мюффа возвращается к ней и сталкивается нос к
носу со Штейнером. Щтейнер принес деньги — тысячу франков, которые Нана
попросила у него накануне. Доведенная до крайней степени раздражения
назойливостью обоих, Нана, вообще чрезвычайно легко переходящая от слез к
смеху, от сентиментальности к гневу, выставляет вон обоих. Ей все надоели.
Изгнанный и совершенно уничтоженный граф возвращается домой. В дверях он
встречается со своей женой, только что приехавшей от любовника. Выгнав графа и
банкира, Нана понимает, что роскошную квартиру придется сменить на жилище
поскромней. С актером «Варьете» фонтаном — редкостным уродом — она поселяется в
более скромном жилище. Первое время их жизнь течет почти идиллически, затем
Фонтан начинает поколачивать её, и она готова находить в этом своеобразное
удовольствие, но всему есть предел: Нана нуждается в отдушине. Такой отдушиной
становится для нее подруга — потаскушка по кличке Атласная, которая, без
особого удовольствия отдаваясь мужчинам и сохраняя девически-невинный вид,
гораздо больше радости находит в лесбийских утехах. Впрочем, однажды, посещая
публичный дом, где ночевала Атласная, Нана попала в облаву и едва унесла ноги.
Искавший примирения граф Мюффа пришелся ей как нельзя более кстати. Она легко
уговорила его добиться того, чтобы роль порядочной женщины в очередной премьере
Борднава досталась ей, а не её вечной сопернице Розе Миньон. Мюффа выкупил эту
роль у Борднава за пятнадцать тысяч франков — он теперь готов на все. Именно за
его счет Нана и стала «кокоткой высшего полета». Она переехала в роскошный
особняк на авеню де Вилье, купленный графом, но не оставила ни Жоржа, которого
время от времени снисходительно принимала, ни Атласную, в объятиях которой
приобщалась к неведомому прежде пороку. Это не мешает ей увлечься братом Жоржа,
Филиппом Югоном,
На
скачках в Булонском лесу Нана, окруженная мужчинами, становится подлинной
королевой Парижа: на бега выставлена рыжая кобыла по кличке «Нана». Сомнительный
каламбур «Кто скачет на Нана?» вызывает общий восторг. На рыжую кобылу ставят
почти все, и она с блеском выигрывает скачки: Нана уносят домой едва ли не на
руках. Вандевр на скачках разорился, но Нана это мало трогает. Вандевр
скандалит в скаковом обществе, утверждая, что результат скачки подтасован,
Исключенный из общества, он поджег свою конюшню и сгорел там со всеми лошадьми.
Это заставило Нана впервые задуматься о смерти и испугаться её. А вскоре у нее
случился выкидыш — она два месяца не верила в свою беременность, объясняя все
нездоровьем, и едва не умерла. Разоряющийся граф Мюффа проводит у нее все свое
время. Его дочь Эстелла выходит замуж за Дагнэ, но графиня выглядит моложе и
лучше дочери: её связь с Фошри уже ни для кого не тайна. Граф давно чувствует
себя чужим в собственном доме. На свадьбе Эстеллы и Дагнэ он выглядит
постаревшим и жалким. Дагнэ улучает момент, чтобы прямо перед торжеством
забежать к Нана и, как он выражается, вручить ей свою невинность. Обоих
чрезвычайно забавляет это приключение.
Нана
царит над городом. Филипп Югон, назначенный полковым казначеем, приносит ей все
казенные деньги и попадает в тюрьму. Его младший брат закололся ножницами прямо
в особняке у Нана после того, как она сказала, что никогда не выйдет за него
замуж. Граф Мюффа сходит с ума от ревности, пока Нана одного за другим разоряет
все новых и новых любовников. Застав у нее безобразного старика, маркиза де
Шуара, граф находит наконец силы сбежать от чудовища, сломавшего его жизнь:
разоренный, он возвращается к жене, к тому времени порвавшей с Фошри, и всецело
предается религии. Нана вскоре исчезает из Парижа — по слухам, она побывала в
России, была на содержании у какого-то князя, но не поладила с ним и вернулась
в Париж. Здесь умирает её ребенок — заброшенный, забытый ею Луизэ, материнскую
нежность к которому она так любила демонстрировать. На другой день она внезапно
заболевает оспой. Ее смерть совпадает с началом войны. Почти никто из подруг и
любовников Нана не решается подойти к её телу — слишком силен страх заразиться.
Она
лежит одна в гостинице, куда приехала сразу после возвращения. Ее лицо —
сплошной гнойник — обращено кверху, правый глаз провалился, из носу вытекает
гной, щека покрылась красной коркой. Прекрасные рыжие волосы ореолом стоят над
застывшей маской.
Список литературы
Для
подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://briefly.ru/
|