Рефераты.  Вражда Народов: причины и последствия
Вражда Народов: причины и последствия

Вражда Народов: причины и последствия

Вражда Народов: причины и последствия

Московский Открытый Социальный Университет

Реферат

подготовлен на тему:

«Вражда Народов: причины и последствия».

Cneltyrnjrj jxyj-pfjxyjuj jnltktybz

Tdftdftdftdf tdftdf

Москва

2001 год.

ПЛАН

| |Введение |3 – 6 стр. |
| | | |
|I |Этническая история волго-уральских татар |7 – 9 стр. |
| | | |
|II |Историческая часть: Мордва |10 – 11 стр. |
| | | |
|III |Мордва и татары: причины и последствия |11 – 15 стр. |
| | | |
| | | |
| |Заключение |16 – 17 стр. |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |
| |Литература | |

Введение

Мой реферат касается жизни многих дорогих мне людей и направлен на то, чтобы пролить свет на мало кому известные традиции, жизненные принципы, культуру, уклад быта и т.п., которые складывались веками и столетиями таких этносов как татары и мордва.

Многие люди и не подозревают о некоторых сторонах жизни одной из самых интереснейших, с точки зрения истории и этнопсихологии, национальностей – как татары. Конечно, все мы знаем, как и откуда появились в нашей жизни «люди с равнин» – кочевники, но мы даже в малой степени и не подозреваем какое именно влияние они оказали не только на жизнь целых поколений, но и на ход истории, на культуру, наверное, даже на цивилизацию.
Вообще можно с трудом поверить в столь значительные перемены, возникшие вследствие 200 – летнего владычества монголо-татарской нации. Многие не удивятся, если начнут анализировать свою родословную и обнаружат в ней родство с тем или иным представителем «сильной нации».

Очень долго можно говорить о том влиянии, о том родстве с этим далеким, но сделавшимся таким близким народом, но я бы хотела также поведать о не менее интересном этносе, который является чуть ли не
«прородителем» славян, это разновидность угро-финской нации – мордва.
А так же я хотела бы рассказать о взаимовлиянии этих двух этносов, о ходе их развития, причинах их столкновения, возникшей неприязни и борьбы.

Причины, которые сподвигли меня заняться столь интересным вопросом спрятаны в моем столь недалеком прошлом.
Вообще необходимо сделать некоторое примечание. Татары – представители одной из наиболее многочисленной народностей нашей страны. Однако мне более интересны волго-уральские татары, во-первых, потому что я имею к ним непосредственное отношение и они мне интересны, о них пойдет речь.
Начну со своей биографии.

Моя мама по национальности татарка. Она родилась в семье Оренбургских татар (Казанские татары), корни которых появились в г. Набережных Челнах.
Удивительный по красоте город, который отлично отображает культуру нации. В маминой семье издавна татарские традиции передавались из поколения в поколение. Запекание хлеба, ведение хозяйства, уважение к старшим, язык, мудрость и т.д.

Казанские татары – консолидированная и развитая в культурном отношении народность, сформировавшаяся в последнее столетие в высокоразвитую, в том числе и экономически, нацию. Татары Поволжья расселены как в республике
Татарстан, так и в Башкортостане, Чувашии. Их отличают сильная приверженность к национальной культуре, традициям и быту.

Основная особенность так называемых казанских татар состоит в их индивидуальной внешности. Скажем, мишари и касимовские татары отличаются таким внешними данными как: темные (черные, карие) глаза, смуглая кожа,
«суховатость» телосложения, выносливость, из эмоциональных качеств – это стойкость характера, в высокой степени неуступчивость, часто бывают резкими, категоричными в суждениях, во взаимоотношениях, обидчивы, но быстро улаживают возникшие по их вине конфликты. Представители татарской национальности склонны образовывать в многонациональных коллективах микрогруппы по национальному признаку.

Казанские татары, как правило, это люди гордые, обладающие высоко развитым чувством собственного достоинства, не без оттенка самоуверенности, иногда самолюбования. В профессиональной деятельности: сметливы, трудолюбивы, но не без хитринки.

Однажды, я наблюдала любопытную сцену. Мне было около 15 лет, летом я находилась у моих бабушек и дедушек в деревне (мишари, часть которых в настоящее время живет в Среднем Поволжье, это родственники моего отчима).
Деревня (аул) представляла собой маленькое село (т.е. мечеть только-только начала строиться) с красивыми (маленькими) домиками по обе стороны дороги.
Своего базара у аула не было, поэтому за продуктами приходилось ездить за несколько километров в близлежащий город (г. Инза). Продукты закупались на несколько недель вперед до следующей поездки в город. Иными словами, аул был практически полностью обособленным, жил так сказать своей первобытной культурой, в которой хранились свои старые традиции, мораль, предаваемые из поколения в поколение. Так как селение было небольшим, то, как правило, все друг другу являлись родственниками или испытывали друг другу родственные чувства. В тот день был важный масульманский праздник
(Рамазан), как принято мужчины селения собрались в мечети – помолиться, а после этого пошли на торжество, как водится выпили и случилось непоправимое. Спиртное оказало свое пагубное влияние и несколько мужчин ввязавшись в драку применили холодное оружие. Местная милиция, которая вскоре была вызвана, долго не давала о себе знать. По их мнению: «Пока они друг друга не перережут, лучше в ауле не появляться!». И сказали они это не зря, так как, во-первых, бойня продолжалось несколько дней спустя торжества, а во-вторых, милиция, которая находится неподалеку, все из того же городка, где преимущественно живет и обитает мордовское население (можно сказать первые враги татар-масульман!). Поэтому милиция появилась в тот самый момент, когда страсти поутихли, и можно было не бояться за собственную безопасность: «Татары убьют – дорого не возьмут!».

Возращаясь к описанию основной группы волго-уральских татар – это так называемые казанские татары, о которых говорилось раньше. Они фактически имеют аналогичные характеристики и происхождение. Их характеризует заметный слой городских жителей (большая часть татар-горожан, выходцы из Среднего
Поволжья и Приуралья) проживали в ряде городов Европейской части России
(Москве, Санкт-Петербурге, Оренбурге, Екатеринбурге и т.д). Т.е. можно сказать, что в результате урбанизационных процессов особенно интенсивно проходивших в период 1950-1960-х годов, более половины татарского населения стали городскими жителями и это повлияло на их образ жизни и видимо на культуру.

Так вот об оренбургских татарах, видимо оседлый образ жизни изменил не только культуру, но и внешний облик этих людей, это: преимущественно
«белокожие», голубоглазые, темноволосые, не сухощавого телосложения представители этноса, однако так же отличающиеся вспыльчивостью. Понятно, что чем дольше человек прожил в той или иной среде, тем более или менее он перенял ее культуру и настроения, возможно, мои познания в области характеров той или иной группы татар обусловлены именно этими причинами. Но хочется подчеркнуть очень важный факт – это различия не только в фонетике
(произношении) слов, но и преимущественно разном его проговаривании. Язык мишарей отличает более резкое, прерывистое произношение, возможно, это связано с тем, что этническое формирование мишарей происходило в Окско-
Сурском междуречье в результате смешения тюрских, тюркизированных угорских и финских групп населения в эпоху Волжской Булгарии и Золотой Орды.
Можно также добавить, что некоторые слова мишарей просто непереводимы на другие языки, в том числе и на русский. Это связано с особыми этническими
(национальными) чертами характера.
Приведу маленький пример, скажем на языке татар, чье происхождение идет от мишарей, имеет немного резкое произношение, как говорилось раньше, слово
«волосы» говорится как – [v [pic]ча’ че! ], это трудно передать, произносится как лозунг, и – [ ‘ча че ] на казанском языке, нечто мягкое и мелодичное.
Более яркие примеры: на казанском языке слово изба произносится как [! ыий
], на мишарском как и у русских [ изба :], только немного протяжнее, чем на русском. «Подушка» на казанском – [шиндарь], с мягким «р» на конце, а на мишарском – [ястык!], с ярко выраженным «Ы», «картошка» – [берян’ге], и
[кар! тук!] и.т.д.

Вот такие маленькие, но весьма показательные примеры характеризуют столь разнообразную и многоликую татарскую нацию, история которой уходит далеко в прошлое.
Вообще причины кровной вражды кроятся в истории, это всеми известный факт.
Если вспомнить огромное количество переселений, нашествий, войн и других важных политический, экономических и культурных событий, то можно уже на основе этого сделать веские выводы. Вот собственно мы и перешли к основной части моей работы, где будет представлена непосредственно история этих двух народов.

I. Этническая история волго-уральских татар.

Этническая история волго-уральских татар еще полностью не выяснена.
Формирование их основных групп - мишарей, касимовских и казанских татар, имело свои особенности. Ранние этапы этногенеза казанских татар обычно связывают с волжскими булгарами, этнический состав которых был неоднородным, и разные их группы прошли длительный путь развития. Кроме тюркского племени собственно булгар известны такие племена как берсилы, эсегелы, савиры (сувары) и др. Истоки некоторых из этих племен уходят в гунскую (Гунны - древнетюркские племена Центральной Азии известны как соседи Китая в последние века до н.э. В IV в. н.э. появляются в Европе, способствуя "великому переселению народов") среду, позже упоминаются среди хазар (Хазары - тюркские племена, создавшие первое раннефеодальное государство на территории Юго-Восточной Европы в VII-X вв.). Существенную роль в формировании булгар сыграли финно-угорские группы. В составе Волжско-
Камской Булгарии (Волжская Булгария - первое раннефеодальное государственное объединение Северо-Восточной Европы, расположенное по среднему течению Волги и в Закамье в X-XIII вв.) из многих племен и постплеменных формирований складывалась булгарская народность, в предмонгольское время переживавшая процесс консолидации.Устоявшиеся в течение VIII- начала XIII в. этнические связи нарушаются в 1236 г. монгольским нашествием. Завоевателями были разрушены города и села, особенно расположенные в центре страны. Часть булгар переселяется на север
(в районы Предкамья) и на запад (в Предволжье). В результате этих миграций северная граница расселения волжских булгар отодвигается до бассейна р.
Ашит. Отдельные небольшие группы булгар проникли до р. Чепцы, заложив тем самым этническую основу чепецких или нукратских татар. После монгольского завоевания Волжская Булгария вошла в состав Золотой Орды (Золотая Орда – крупнейшее средневековое государство Евразии, образовано в 1243 г.
Достигнув в первой половине XIV в. расцвета своей культуры в 30-40-х годах
XV в. Золотая Орда пришла к окончательному упадку). Золотоордынский период в этнической истории булгар и их потомков, в том числе поволжских татар, характерен усилением контактов с тюркоязычным миром. Эпиграфические памятники XIII-XIV вв. свидетельствуют о том, что определенные изменения в направлении усиления элементов кыпчакского языка, характерного для населения Золотой Орды, испытал язык булгар. Объясняется это не только взаимодействием культур, но и процессом консолидации кыпчакских и других тюркоязычных племен. Начиная со второй половины XIV в., особенно после нового разгрома Булгарии Тимуром (1361), происходит массовая миграция булгар из Закамья в Предкамье, в район современной Казани. В середине XV в. здесь образовалось феодальное государство - Казанское ханство (Казанское ханство (1445-1552 гг.) - феодальное государство, возникшее в Среднем
Поволжье после распада Золотой Орды. Завоевано Русским государством).
Русские летописи называют его население новыми булгарами или булгарами, глаголемые казанцами, позже казанскими татарами. На этническое развитие булгар в этом районе наложило отпечаток близкое соседство с финно-угорским населением. Этническое формирование мишарей происходило в Окско-Сурском междуречье в результате сложного смешения тюркских, тюркизированных угорских и финских групп населения в эпоху Волжской Булгарии и Золотой
Орды. Во время распада Золотой Орды оказались на территории золотоордынского князя Бехана, позже Наровчатовского княжества. Эта территория рано вошла в сферу экономического и политического влияния
Московского государства. Формирование касимовских татар как самостоятельной группы происходило в рамках Касимовского ханства (1452-1681 гг.), являвшегося буферным княжеством между Москвой и Казанью, полностью зависимым от Русского государства. Население уже в XV в. было этнически неоднородным и состояло из пришлого золотоордынского населения
(господствующий слой), мишарей, мордвы, чуть позже русских, оказавших определенное воздействие на их культуру. С середины XVI в. этническая история татар определялась многообразными связями с этническими процессами, протекающими в рамках Российского многонационального государства, в состав которого после разгрома и захвата Казани с 1552 г. были включены и казанские татары. Этнические территории татар в средневековье занимали обширную зону: Крым, Нижнее и Среднее Поволжье (с частью Приуралья),
Западную Сибирь. Практически в этом же ареале татары жили в XVI - нач. XX вв. Однако в этот период среди татар наблюдались и интенсивные миграционные процессы. Особенно интенсивными они были среди волго-уральских татар.
Активное переселение татар из Среднего Поволжья в Приуралье началось после ликвидации Казанского ханства, хотя в некоторых районах Приуралья татары и их предки жили и раньше. Пик же переселения татар в Приуралье пришелся на первую половину XVIII в. Его причины связаны с усилением социально- экономического гнета, жестокими преследованиями на религиозной почве с насильственной христианизацией и т.д. Благодаря этому численность татар в
Приуралье в середине XVIII в. составила 1/3 татар Урало-Поволжского региона. В пореформенный период татары-переселенцы из Среднего Поволжья и
Приуралья через северный и северо-восточный Казахстан продвинулись в
Западную Сибирь и Среднюю Азию. Другим направлением миграций татар из рассматриваемой зоны было переселение в промышленные районы Европейской части России и в Закавказье. Волго-Уральские татары в XVIII- нач. XX вв. стали заметной частью татарского населения Астраханского края и Западной
Сибири. В Астраханском крае их доля в конце XVIII в. составила 13,2%, в 30- х вв. XIX в. - 17,4%, а в начале XX в. - превысила 1/3 общей численности татарского населения Нижнего Поволжья. В Западной Сибири наблюдалась аналогичная картина: к концу XIX в. татары-переселенцы составили 17% всех татар Зап. Сибири. Исторически все группы татар имели заметный слой городских жителей особенно в период существования самостоятельных ханств.
Однако после присоединения Казанского, Астраханского (Астраханское ханство
(1459-1556 г.г.) - феодальное государство на Нижней Волге, столица г.
Астрахань - крупный центр транзитной торговли) и Сибирского (Сибирское ханство (1429-1582 г.г.) - феодальное государство, располагавшееся между
Уралом и Иртышом, со столичными в разное время городами Тюмень, Кашлык,
Тобольск) ханств к Московскому государству, городская прослойка татар резко сократилась. В итоге социально-экономических преобразований XVIII-XIX вв. урбанизационные процессы среди татар начали развиваться довольно интенсивно. Тем не менее урбанизированность оставалась довольно низкой -
4,9% от общей численности волго-уральских татар на нач. XX в. Большая часть татар-горожан проживала в крупных городах региона - в Казани, Уфе,
Оренбурге, Самаре, Симбирске, Саратове, Нижнем Новгороде, Костроме, Пензе,
Екатеринбурге, Перми, Челябинске, Троицке и др. Кроме того, выходцы из
Среднего Поволжья и Приуралья проживали в ряде городов Европейской части
России (Москве, Санкт-Петербурге, Киеве и др.), Закавказья (в Баку),
Средней Азии и Западной Сибири. Весьма значительные изменения в размещении татарского населения произошли в XX в. В результате урбанизационных процессов особенно интенсивно проходивших в период 1950-1960-х годов, более половины татарского населения страны стали городскими жителями. В 1979-89 гг. доля татар-горожан выросла с 63 до 69%. Сейчас татары являются одним из самых урбанизированных народов бывшего Советского Союза.

II. Историческая часть: Мордва.

Мордовский народ сам себя не называет мордвой. Это название дано ему соседними народами. Впервые этноним мордва - Mordens упоминается в VI веке готским историком Иорданом. В других западноевропейских источниках мордва называется также: Merdas, Merdinis, Merdium, Mordani, Mordva, Morduinus. В древнерусских летописях этноним мордва появляется с XI века.

В своей основе он восходит к ирано-скифским языкам: иранское mard - мужчина. Мордовских языках указанное слово сохранилось для

обозначения мужа-супруга: "мирде". Мордва называет себя мокшей или эрзей.
Наиболее ранние письменные сведения об этнониме мокша - Moxel содержатся в записках фламандского путешественника XIII века Гильома Рубрука. Он связан с индоевропейским (Индоевропейская языковая семья включает славянские, германские, романские, балтийские, индийские, кельтские, иранские языки) гидронимом (Гидроним - название, связанное с водным источником: рекой, ручьем, озером и т.п.) Мокша: сравните в санскрите проливание, утекание.
Одно из наиболее ранних известий об этнониме эрзя - "арису" дошло до нас в послании кагана Хазарии (Хазарский каганат - государство, существовавшее до
IX века в Прикаспийских степях. Каган - правитель этого государства)
Иосифа, датированного Х веком. Вероятнее всего он восходит в своей основе к иранской лексике, иранское - arsan означает мужчина, герой. Кроме этих этнонимов в литературе о мордве встречаются названия этнических ее групп: каратаи, терюхане, шокша. Они не являются этнонимами, а даны исследователями в зависимости от места проживания этих групп. Так, название каратаи происходит от наименования деревень Мордовские Каратаи и Заовражные
Каратаи Камско-Устьинского района Татарии, где они живут. Сами себя они называют мордвой. Терюхане, теперь уже исчезнувшая группа мордвы, скорее всего эрзи, жившая в Терюшевской волости Нижегородской губернии, отчего и получила свое наименование. Термин шокша в научной литературе стал использоваться с 50-х годов ХХ века и обозначается эрзянское население
Теньгушевского и Торбеевского районов Республики Мордовия, живущее преимущественно в мокшанском окружении. Это название произошло от притока реки Мокши - Шокша и одноименного села на его берегу. Сама себя эта группа мордвы называет эрзей. Сейчас, мордва, основное ее население находится в
Среднем Поволжье, так называемая Мордовия – центром которой (столица) является город Саранск.

Из истории возникновения этих двух наций мы видим, что они и раньше имели точки соприкосновения, т.е. у них есть общие корни, их этнические ветви так или иначе переплетались, о чем свидетельствует некоторая похожесть языков (слов), наречий, а также место нахождения (проживания).

III. Мордва и татары: Причины и последствия.

Вот так однозначно нельзя утверждать, что причиной такой неприязни этих наций стала территориальная междоусобица (судя по этнической истории, представленной выше). Конечно, такая миграция татар, связанная с захватническими целями собственно и не могла привести к положительному отношению к этой нации, но по прошествии стольких лет и даже веков существования я могу смело утверждать о существовании таких фактов и по сей день.

Итак, мы добрались до основной причины рассмотрения вопроса существующей неприязни между двумя столь родственными как исторически, так и существенно генетически этносами.

Начну с небольшого рассказа из собственной жизни. Двадцать лет тому назад Мордовская Советская Социалистическая республика - основной двигатель сельского хозяйства страны - представляла собой необъятные мордовские поля, засеянные пшеницей, рожью и овсом, пастбища, с миллионными стадами крупного рогатого скота, дающего цистерны молока, из которого делали уникальнейший по своим вкусовым качествам мордовский сыр. (Который, между прочим, в свое время получил призовое место на международной выставке продуктов питания).
Молочный Ичалковский масло-сырный завод, с приобретенным финским оборудованием представлял из себя махину, в которой молодая пролетарская молодежь трудилась и развивалась, на благо родины. По национальному составу туда входили: узбеки, башкиры, русские, украинцы, белорусы, местное население – мордва, эрзя, мокша и татары и. т.п. Люди с различными целями, национальностями, вероисповеданием, уровнем культуры, образованием и т.п., приехавшие за сотню тысяч километров, из самых разных точек необъятного союза строили там дома, заводили семьи, устанавливали свой быт. Вот так просто и достаточно банально молодой мордвин, мокшанской крови познакомился с татаркой казанского происхождения на этом самом масло-сырном заводе. Свадьбу конечно же решили справлять в мордовском селе, по месту проживания жениха, однако неоднозначно встал вопрос о вероисповедании невесты. Семья жениха, скорбя сердцем, все-таки согласилась на столь неравный брак, с одним условием, чтобы невеста приняла христианство.

Мордовская свадьба – это самый интересное и уникальное по своему национальному, традиционному масштабу торжество. На свадьбу приглашаются все жители деревни (соседи, дальние родственники, просто жители). Огромный стол, множество гостей, кстати, здесь необходимо сделать отступление.
Говоря о мордовской свадьбе, необходимо уточнить в каком именно селении она происходит. Мне выдалась необыкновенная возможность побывать на настоящей эрзянской свадьбе. Ее уникальность состоит в том, что именно пышные, здоровые, красивые мордовки (эрзянки и мокшанки) излучая всю свою энергию, веселятся, отдаваясь празднику, что называется в полную силу. И когда наступает время доения коров или возникает необходимость в выполнении других хозяйственных нужд, только мужчины, оставляя веселящихся жен и невест выполняют функцию хозяйственника. Конечно, это будет смотреться несколько необычно и интересно, может быть, даже забавно, но это действительно так. Вообще весь вечер мужчины – эрзя фактически не пьют и ведут себя достаточно тихо в отличие от их жен. Совсем другое дело свадьба в мокшанском селении, здесь все наоборот. Это уникально, как два родственных по составу и происхождении этноса имеют столь отличные традиции и национальную культуру. Свадьба продолжается примерно неделю, часть гостей сменяется другой и так на протяжении всего празднества. (Очень трудно приходилось тем гостям (!), которые были незнакомы с традициями мордвы, так как жители деревни успевали и выспаться и сделать все свои хозяйственные дела и выпить за счастье новобрачных, при этом коря приезжих гостей в
«пассивности»).

Множество традиционных свадебных обрядов, отличающихся таким большим разнообразием и пышностью, что их перечисление заняло бы уйму времени.
Так вот, возвращаясь к начатому рассказу, на мордовско-татарскую свадьбу съехалось множество гостей (часть родственников невесты так и не приехали на свадьбу, отказавшись из-за национальных предубеждений принять союз дочери с мужчиной мордовской национальности), на некоторое время улеглись разногласия, и молодая чета, венчаясь узаконила свой союз (на венчании присутствовали и родственники невесты).
Этой истории почти двадцать лет, ровно двадцать лет назад это считалось немыслимым, союз между мордвой и татарами. Если провести опрос среди татарского населения о самой «нелюбимой» их нации, то будьте уверены в том, что это будет мордва.

Но это не конец истории, и по сей день, матери запрещают своим дочерям встречаться с мордвинами. Старые аби (бабушки) с укором говорят о семьях, где появляются дети мордвы.

Почему же столь категоричное отношение к своим «соседям». Татары, в свою очередь надо отметить испытывают к мордве аналогичные чувства. Помню, после развода моих родителей мама вторично вышла замуж за татарина мишарской крови. И на лето меня отправляли к апкайке (бабушке) и бабакаю
(дедушке). Какой был шок у пожилых людей, когда выяснилось, что я наполовину мордовка, к тому крещеная. Апкай учила меня мусульманским молитвам, языку, рассказывала о традициях, учила следовать им, в общем, всячески старалась привить мне мусульманскую приверженность и почитание правил и табу. И на улице, когда меня спрашивали (это традиционный вопрос, когда дети гуляют на улице одни без присмотра), чьей крови (из какой семьи) я являюсь, мой ответ был однозначным: «Минь булым касимнын», что переводится как: «я из Кимовской семьи, т.е. являюсь внучкой Касима, и дочкой Рифкатя». В деревне мое происхождение держалось в строгом секрете и если все-таки какая-нибудь соседка для лишнего повода «почесать языки» спрашивала, кто мой отец (намекая на мое двоякое происхождение), я однозначно отвечала, мой папа татарин и зовут его Рифкать и надо сказать это обыденный вопрос обыденной ситуации. Резко стоял вопрос о смене фамилии, так как Морозова Евгения Ивановна никак не вписывалась в казанско- мишарскую семью Таировых-Хамидулиных. Можно сделать выводы, насколько сильна была неприязнь к мордве.

Другой случай тоже сильно запомнился мне. Однажды поженившись мордвин и татарка переехали жить в татарский аул, это было условие семьи невесты.
Жили они достаточно хорошо, конечно сначала жениха воспринимали как и следовало ожидать(!), однако вскоре редко вспоминали его «позорное» происхождение. Прожили они достаточно долго, у них появились дети, мальчик и девочка, но однажды по причине, которую я не в силах вспомнить, да это и неважно, мужчина скончался.
На похоронах, по татарским обычаям, должен присутствовать и стар и млад.
Вся деревня собирается в доме или около дома, приносят каждый сколько может денег, какие-то угощения и полотенца (для обертывания голов мужчин, которые должны отвезти тело на кладбище). Деньги собираются, какая-то часть оставляется семье, другая отдается детям и присутсвующим на похоронах равными долями по кругу. Затем в отдельной комнате происходит омовение тела
(специальным раствором, омовение проделывают старые аби, при этом произнося молитвы), мулла(священник) читает молитвы и родственники прощаются с умершим. Далее тело заворачивают в покрывало и везут на кладбище. Процессия самая, что не на есть уникальная. Этот день, день смерти, с одной стороны считается «черным» для родственников умершего и «праздником» (условно, конечно!) для детей.
Так вот этого мордвина хоронили по мусульманским традициям, конечно на похоронах присутствовали его мордовские родственники (я помню, они держались как-то обособленно), но факт оставался фактом. И мне припоминается как старые татарки скорбно и, причитаючи, обсуждали между собой скоропостижную смерть: «Он был хороший человек….! Хоть и мордвин!».
Эта история очень показательна и раскрывает особые черты татарской нации.
Вообще татары сами по себе скрытный народ, очень строго они относятся к чужакам, редко и очень редко посторонний человек воспринимается как «свой», такими правами пользуются исключительно родственники или близкие соседи.
Мордва по этому показателю более демократична, но тоже имеет свойство к настороженности особенно, если это касается татар.

Помню забавный случай из своей жизни, когда приезжая к своим татарским родственникам в деревню, назревал какой-нибудь спор и апкай в порыве говорила: «Вот сразу чувствуется, что мордовка, упертая как осел, вот вся мордва такая, ведь не переубедишь!». Мордовская сторона, в свою очередь, говорила так: «Что за люди, что за люди, сразу, Женя, видно, вся ты в маму пошла, вот и играет в тебе татарская кровь-то, вот и играет!».
А вообще мордвины и мордовки - это простодушный, гостеприимный народ, обладает живостью ума, хорошей памятью, постоянством и стабильностью поведения, но им часто не достает решительности в действиях и поступках.
Образ жизни у этих двух этносов весьма похож. Много ярких красочных примеров я могла бы привести. Вот скажем, заходя в татарскую избу, вы обратите внимание на огромное количество ковров, самых разных покрывал и одеял, увешанных по комнате, половички, паласы, хранящие историю многих поколений. Комната в чистоте и прохладе, заставлена всевозможными предметами домашнего интерьера (вазочки, сухие цветочки, изображения Бога и т.п.). В общем-то также выглядит убранство и у мордвы. Множество ярких красок: красные, коричневые, зеленые цвета и т.д. Вообще и те, и другие предпочитают как в одежде так и в обиходе ярчайшие тона и оттенки, возможно, это подчеркивает индивидуальность как наций.
Таким образом, можно сделать вывод об определенной общности и своеобразии уклада этих этносов, скажем, большое внимание уделяется семье. Крепкая большая семья – это посильная помощь в хозяйстве, это подмога старшим, продолжение семьи, рода, фамилии – это будущее нации. Во – вторых, это национальное достоинство и чтение традиций. В-третьих, этнические стереотипы, т.е. констатацию особенностей чужой этнической группы, отношение к этим особенностям, предполагающее их оценку, формирование определенного типа поведения по отношению к данной этнической группе.

Заключение

Рассматривая этническую историю, анализируя жизненные примеры, описания образа жизни двух близких почти родственных друг другу народа, раскрываются моменты искренней дружбы и одновременно злостной вражды, уважения и приверженное почитание традиций, сильное чувство национальной приверженности, огромный кладезь национального таланта, чувство веры в свой народ и одновременная обособленность от множества других этносов.

Весь реферат представляет собой автобиографический описательный материал, в котором с различных сторон и граней, достаточно поверхностно раскрываются частички культуры, моменты жизни мордвы и татар, возникших в различных точках мира и пришедших на одну и ту же землю, с целью жить и быть победителями на ней.
Поэтому нам надо сделать выводы и подвести итоги под всем тем, с чем мы столкнулись в этой работе.

Да, можно с уверенностью сказать, что основной причиной такой нелюбви мордвы (да и не только!) к татарам стала захватническая деятельность вторых в период массового переселения. Этому есть «живые» иллюстрации в жизни.
Скажем, такие пословицы, свидетельствующие о глубокой настороженности, наверное, даже недоверии к татарам: «Нежданный гость – хуже татарина!».
Разве можно привести ярче примеры, чем те, которые мы используем в обиходе.

Несомненно, пришедшие со степей вандалы, нанесшие неисчислимые по своему масштабу потери и разрушения, боль и страдание не могли не оставить неприятный осадок в нашей душе. Воспоминание о жестокости кочевников, передаваемые с молоком матери с воспоминаниями жестокости, внесли частичку культуры своей индивидуальной и самобытной нации. Религия и беззаветная, всепоглощающая вера в нее, которая просто поражала своей прямолинейностью, тем самым отпугивала от себя, все это как нельзя сильнее повлияло на ход взаимоотношений со славянскими и мордовскими народами. Мы и по сей день, так и остались захватчиками и отступниками, варварами и простыми селянами, ставшими жертвой захватнического нашествия. Так и не научились жить мирно на теперь уже родной земле, не поняли, что создаем, строим и составляем фактически одну и ту культуру, с колоритными этническими оттенками.
Возможно, пройдет еще не мало времени, может быть понадобится еще лет двести, чтобы каждый из нас осознал свое прошлое, воспринял его таким, какое оно есть. Прошлое не бывает плохим или хорошим, оно было, есть и будет и нельзя забывать, что именно в наших руках оно находится.
От себя хочу добавить, что эти два народа очень близки мне. Мое уважение к ним безгранично, каждый момент своей жизни я, так или иначе, чувствую их влияние на мою судьбу и испытываю гордость, что являюсь представителем сразу двух, по моему мнению, выдающихся народов. И надеюсь, в свою очередь, что эти два народа найдут общий свойственный только им один единственный мирный путь для развития и процветания.

ЛИТЕРАТУРА

Саракуев Э.А., Крысько В.Г. “Введение в этнопсихологию”.

Издательство “Торама”, “Мордовские новости”.

Издательство “Торама”, “Этническая история: как и откуда мы появились”

Проект “Торама”, статьи:

- “Башкортостан”

- “Этническая история волго-уральских татар”.

- “Мордва, мокша ,эрзя”

- “Соседи ли враги” и т.д.

-----------------------
[pic]

[pic]

[pic]


Рефераты.  Вражда Народов: причины и последствия
Рекомендуем


Рефераты.  Вражда Народов: причины и последствия