Великий русский учитель (о святом преподобном Сергии Радонежском)
Великий русский учитель (о святом преподобном Сергии Радонежском)
Великий русский учитель (о святом преподобном Сергии
Радонежском)
Лёвочкин И.В.

Сергий
Радонежский умер в 1392 г. За прошедшие со дня кончины шесть с лишним веков об
этом святом написано огромное количество самых разных сочинений. Писали о нём
богословы и историки, литераторы и журналисты, а также искусствоведы, авторы
школьных учебников и научно-популярных работ. Обычно о великих пишут
противоречиво: одни восхваляют своего героя, другие порицают. Но авторы
многочисленных работ о Сергии Радонежском единодушны в оценке личности и
жизненного подвига преподобного: все, кто писал о великом русском Учителе,
видели в нём высочайший образец человека-труженика, жившего по заповедям
Христа. Никому не творил зла, делал только доброе и учил этому других. Сергий
был земным человеком, но основой его жизни стал Святой Дух.
Родился
Варфоломей (мирское имя Сергия) в семье ростовского боярина Кирилла в 1322 г.
Через четырнадцать лет на Русь вторглись полчища татаро-монголов, опустошив и
разграбив многие русские города и села. Семья нашего героя — отец, мать Мария и
братья ушли из Ростова в Радонеж. С раннего детства Варфоломей жил по высоким
законам Православия, прилежно учился, строго соблюдал посты, читал мудрые
книги, помогал родителям. Его главным стремлением было служение людям и Богу.
После кончины родителей, он вместе со своим старшим братом Стефаном навсегда
покинул дом и поселился на горе Маковец, построив келью и церковь во имя Святой
Троицы.
Теперь
на этом месте стоит город Сергиев Посад, знаменитая на весь мир Свято-Троицкая
Сергиева лавра и Московская духовная академия, а в то далёкое время была здесь
лесная глушь и безлюдье. Первые годы одинокой лесной жизни (брат Стефан вскоре
ушёл от Варфоломея) было особенно трудно: скудная пища, зимние холода и
беспрестанный изнуряющий труд. Чем объяснить это добровольное лишение себя всех
жизненных благ? С позиций молодого человека сегодняшнего дня такое почти
невозможно объяснить, но для юноши того времени поступок вполне логичный и
мудрый. Против захвативших русские земли грабителей-иноземцев выступать с
оружием в руках тогда было бесполезно. Да и некому. Дружины русских князей и
бояр большей частью разгромлены, а почти всё мужское население уничтожено или
уведено в рабство. Но Варфоломей знал: придёт время и иноземное иго будет
свергнуто. А для этого нужно копить силы. Какие? Основные в любой борьбе —
духовные.
Несмотря
на все лишения, юноша усердно молился за русский народ, не падал духом и
беспрестанно работал. Некий игумен совершил над ним чин пострижения в монахи и
Варфоломей стал иноком Сергием. Вскоре на место его поселения стали приходить
другие отшельники, видевшие спасение Руси в труде и молитве. Вокруг Сергия
постепенно складывалось братство — небольшой монастырь. Братия нуждалась в
руководстве, в игумене, и просила Сергия возглавить их общежительство. После
долгих раздумий, колебаний и отказов основатель монастыря согласился и вскоре
стал игуменом.
Труды
и молитвы насельников Троицкого монастыря становились известными окрестному
населению, церковным и мирским властям. Митрополит Алексий высоко ценил Сергия,
столь же высоко мнения был о нём и великий князь московский Дмитрий Иванович.
Знали о Сергии и его монастыре и в других землях. Игумен же не обращал особого
внимания на всё возраставшую славу. Он по-прежнему работал, молился и учил
братию. Это приносило результаты. Троицкий монастырь постепенно становился
духовным центром не только Московского княжества, но и всех русских земель, всё
ещё находившихся в тяжкой зависимости от татаро-монголов.
Сергий
Радонежский обладал чудесным даром исцеления и даже воскресения из мёртвых.
Однажды крестьянин принёс к нему мёртвого ребёнка. Игумен взял того в свою келью
и через некоторое время сказал отцу, что ребёнок жив: просто замёрз в дороге, а
теперь отогрелся. Слава Сергия-чудотворца росла…
В
1380 году великий князь московский Дмитрий Иванович решил выступить против
Золотой Орды. Сил у князя было уже достаточно, но полной уверенности в победе
над врагом не было. Тогда он решил попросить благословения на трудный и опасный
подвиг у Сергия Радонежского. Сергий благословил князя и дал ему в помощь двух
монахов-богатырей — Пересвета и Ослябю, как символ несокрушимости духа
Православной церкви. Куликовская битва закончилась блистательной победой
русского войска, а князь Дмитрий Иванович получил историческое имя — Донской.
Сергий
Радонежский воспитал целую духовную рать из черноризцев, вместе с ним
совершавших подвиг служения Православию. Его ученики становились основателями
других обителей, где как и в Троицком монастыре, взращивались духовные силы
народа. Среди учеников обязательно следует назвать Евфимия Суздальского, Савву
Сторожевского, Афанасия Серпуховского, Павла Обнорского и конечно же Никона,
ставшего преемником Сергия.
Святой преподобный Сергий Радонежский был
Учителем ещё двух великих деятелей русской культуры: иконописца Андрея Рублёва
и писателя Епифания Премудрого. Величайший художник средневековой Руси и автор
знаменитой "Троицы" и создатель многих храмовых росписей-фресок
Андрей Рублёв начинал свою деятельность в монастыре Сергия. А Епифаний
Премудрый написал "Житие" своего Учителя, в котором проявил себя
дивным агиографом, в совершенстве владеющим словом. Из-под его пера вышли и ещё
несколько замечательных произведений.
В
наше время имя святого и преподобного Сергия Радонежского приобретает особое
значение. То, чему он учил, вновь становится необходимым сейчас. А учил он
доброте, милосердию и миру и достиг в своём учительском подвиге результатов
непреходящей исторической значимости. Несомненно, и в III тысячелетии имя
Сергия Радонежского будет вдохновлять православных на подвиги во имя жизни и
Божественной благодати.
Список литературы
Для
подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://www.tellur.ru/
|