|
Традиционная модель организации семьи и подготовка к браку
Традиционная модель организации семьи и подготовка к браку
Традиционная модель организации семьи
и подготовка к браку
Доц. Касаева Л.В.
Кафедра социологии и
политологии.
Северо-Кавказский
горно-металлургический институт (государственный технологический университет)
В
традиционной семье явно прослеживалось различие родителей при подготовке детей
к будущей семейной жизни, обусловленное полом ребенка. Такая гендерная
асимметрия выступала гарантией сохранения традиционной модели организации
семьи.
Каждая
культура порождает определенную модель семьи, члены которой, как правило,
родители и дети, характеризуются определенным статусом, правами и обязанностями,
соответствующим поведением. Не последнее место в специфике тех или иных
супружеских или родительских ролей имеет половая принадлежность. В организации
каждого конкретного общества большое значение имеет определение роли полов. Но
лишь недавно стали понимать, насколько трудно установить специфику каждого
пола. Подход к этой проблеме зависит от типа культуры, уровня научных знаний и
идеологической основы данного общества. Образ мужчины и женщины складывался в
сознании людей веками, исходя из исторически сложившихся стереотипов. Все наше
существо, впрочем, как и семья, как бы поделено на два лагеря мужчин и женщин.
Дифференциация мужчин и женщин выражается как в биологическом, так и в
психологическом, социальном аспектах. Так как первые элементарные сведения человек
получает в семье, закладывающей основы его сознания и поведения как будущей
личности, то именно в семье человек усваивает первые образцы феминности и
маскулинности. Какова бы ни была биологическая предназначенность мужчины и
женщины, семья как первичный институт социализации непосредственно влияет на
формирование поведения людей разного пола.
10
Труды
молодых ученых № 1, 2006
|
Особенное значение семья имела при господстве традиционных
форм социализации. Традиционное воспитание было органически связано с семьей,
которая выступала как главный институт социально-демографического
воспроизводства населения, главная производственная единица российского
аграрного общества. Поэтому в число основных задач семьи в таком обществе
входила передача молодому поколению установок на дальнейшее воспроизводство
такой же семьи. Выполнение этой задачи осуществлялось через соблюдение молодыми
людьми традиций и обычаев. По мнению Н.Ф. Беляевой, традиции и обычаи – это
исторически сложившиеся и передаваемые из поколения в поколение устойчивые
нормы и принципы взаимоотношения людей в обществе, охраняемые общественным
мнением, а также привычные идеи, убеждения, взгляды и представления,
воплощенные в различных формах общественного сознания. Именно поэтому большое
место в жизни молодого поколения занимали традиционные нормы, регулирующие
отношения полов. Крестьянская молодежь довольно много общалась во время полевых
работ и в свободное от основной работы время (хоровод и посиделки). Соблюдение
традиций, связанных с таким общением, подлежало строгому контролю семьи и
общины в целом (через общественное мнение селения и непосредственное
вмешательство старших). Девушки всюду составляли основу хоровода, но для
конкретной крестьянской девушки вопрос о посещении хоровода решался неоднозначно.
В семьях, где росло двое или больше сестер, в силу вступали представления о
преимуществе старшей дочери в выборе жениха и выходе замуж и ограничения для
младших сестер. Семья сознательно держала младшую дочь (или дочерей) в тени до
выхода замуж старшей. Подростки (мальчики и девочки) лишь допускались в
хоровод, они должны были вечером рано уходить домой и участвовали далеко не во
всех увеселениях молодежи. Таким образом, в основе и коллективных и
индивидуальных форм общения между мальчиками и девочками лежал крестьянский
взгляд на важнейшее условие жизни каждого крестьянина — непременное создание
крепкой семьи. Семья воспринималась как хозяйственная нравственная основа
правильного образа жизни. Отсюда и вытекает ориентация поведения молодого человека
в добрачный период на развитие тех отношений, которые должны завершиться
вступлением в брак.
В
народном понимании вступление в супружество считалось естественным этапом в
дальнейшей жизни молодого человека. Только женатый человек становился
полноправным членом традиционной сельской общины. Чтобы ребенок в дальнейшем
смог создать семью, были заинтересованы сами родители. Они, с одной стороны,
выполняли свой долг перед общиной, а с другой – обеспечивали собственное
благополучие в старости.
Особенностью
традиционного воспитания являлось еще и то, что мальчиков в семье готовили в
дальнейшем к семейному главенству, а девочек – к умению заботиться о муже и
детях. Тендерные стереотипы в традиционной семье играли как позитивную, так и
негативную роль. В качестве позитивного фактора можно отметить, во-первых,
некую «стабильность», которую они несли в уклад традиционного общества,
негласно закрепляя, «кто для чего родился» – для какой общественной, семейной,
внутриличностной роли; во-вторых, несли в себе также некие традиционные
воспитательные элементы. Негативный момент в том, что те качества, которые не
соответствовали данному полоролевому стереотипу, «подавлялись» при их
проявлении или же происходили разные интерпретация и оценка одного события в
зависимости от того, какого пола участник этого события.
Список литературы
Для
подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://www.skgtu.ru/
|