|
Петровские Ворота
Петровские Ворота
Петровские Ворота
Почти каждая из центральных московских улиц,
проходящих внутри Бульварного кольца, имеет свою особую историю и свой
неповторимый облик. Грибоедовскую метафору о москвичах — «На всех московских
есть особый отпечаток», которую автор «Горя от ума» вложил в уста Фамусову,
можно успешно и без иронии применить к старинным московским улицам и переулкам.
Петровка — наглядный тому пример.
Многие московские улицы на карте похожи на
лучи-радиусы, идущие в разные стороны от Кремля. Это — древние дороги, названия
некоторых из них спустя века стали наименованиями улиц. Дорога на Тверь
превратилась в Тверскую улицу, а например, дорога на Дмитров — в Большую и
Малую Дмитровку. Старинной дорогой была и современная Петровка, степенно
почивающая ныне между Театральной площадью и Средним Каретным переулком. В
раннем средневековье она вела в Занеглименье, в стоявшее на холме село Высокое,
близ которого в XIV веке был основан Высокопетровский монастырь, и в дальнее от
Москвы в ту пору село Сущево...
У Петровки есть своя характерная черта, для Москвы
почти уникальная: улица сохраняет свое имя и после пересечения Бульварного
кольца, бывшей оборонительной линии Белого города. Знаменитый адрес «Петровка,
38», по которому прописан Московский уголовный розыск, принадлежит зданию,
находящемуся на Петровке уже в бывшем Земляном, а не Белом городе, то есть за
площадью Петровские Ворота.
О планировке старинных кварталов в Москвы районе
Неглинки, Петровки, Кузнецкого Моста москвоведы говорят так: она сложилась в
XIV–XV вв. и во многом определялась береговыми склонами реки Неглинной. Наши
предки выстроили на более высоких местах монастыри-крепости, которые были составной
частью внутреннего оборонительного кольца города. Что же касается радиальных
улиц Петровки и Рождественки, то они сформировались по линии дорог, соединявших
монастыри с Кремлем и Китай-городом. Позже — в XV—XVI вв. — здесь возникли
ремесленные слободы кузнецов (отсюда наименование улицы Кузнецкий Мост),
мастеров по отливке пушек и колоколов (о ней напоминает имя Пушечной улицы),
ткачей, которые поставляли царскому двору скатерти-«столешники» (их слобода
стояла на месте современного Столешникова переулка).
В XVII—XVIII вв. на смену слободам ремесленников и
служилых людей пришли усадьбы дворян и бояр. Чуть позже — в конце XVIII века —
в этом уголке Москвы стали селиться и богатые купцы. Так район Петровки,
Неглинки, Кузнецкого Моста, Рождественки стал одним из центров дворянской и
купеческой Москвы.
Монастырь, давший имя будущим улице Петровке,
Петровским воротам Белого города, Петровским линиям и Петровскому бульвару, был
заложен двумя нашими выдающимися предками — святителем Петром, митрополитом
Всея Руси, и Московским князем Иваном Калитой.
Московский святитель Петр, с 12 лет постриженный в
монахи и первоначально живший на Волыни, где он основал монастырь на реке Рати,
был мирополитом Всея Руси в 1308—1326 годах. В 1325 году он перенес
первосвятительскую кафедру из Владимира в Москву, положив тем самым начало
возвышению и становлению Москвы как общерусского центра. Именно митрополит Петр
дал совет князю Московскому Ивану Калите построить в Кремле храм во имя Успения
Божией Матери, который, как он предрек, прославит князя и весь род его,
возвысит град Москву. Все сбылось: Москва стала столицей Руси и
«собирательницей городов русских»...
По легенде и записи в Степенной книге 1326 года, князю
Ивану Даниловичу, охотившемуся на берегах реки Неглинной предстало короткое
видение: высокая гора, покрытая искрящимся снегом — затем снег растаял, а гора
исчезла. Князь рассказал о видении митрополиту Петру, к которому был очень
расположен. Владыка дал ему такое толкование: «Снег — это я. Я скоро
преставлюсь. А ты возвысишься своими делами, но придет и твое время. Умрешь и
ты..». Петр скончался через год, в декабре 1326 года и был погребен в Успенском
соборе. Его гробница стала одной из московских святынь, дающих чудесное
исцеление людям. В 1327 году Владимирский Собор причислил Петра к лику святых —
первым среди московских святых. Россия почитала и почитает святителя Петра как
нашего молитвенника перед Господом и как защитника народа российского. Память
его православными совершается 21 декабря и 24 августа по старому стилю.
Через четырнадцать после чудесного видения снежной
горы умер Иван Калита. Но уже стояла близ дороги в село Высокое Петропавловская
обитель с деревянной церковью во имя святых апостолов Петра и Павла, заложенная
по велению Калиты в том памятном 1326 году.
С течением лет Петропавловская обитель превратилась в
Высокопетровский монастырь, который неоднократно расширялся и перестраивался,
обретя каменные храмы, стены, башни, колокольни. При великом князе Василии III,
отце Ивана Грозного, талантливый зодчий Алевиз Фрязин (по происхождению он был
итальянцем), создатель Архангельского собора в Московском Кремле, построил
здесь восьмилепестковый каменный храм с престолом во имя святого Петра
Митрополита. Храм был возведен за три года — с 1514 по 1517 гг.
Особое внимание уделял Петровской обители великий
российский властитель и реформатор — Петр I. Достаточно вспомнить о трапезной
церкви во имя Сергия Радонежского, воздвигнутой Петром Алексеевичем в 1690—1694
гг. близ собора св. Петра в память и благодарность за свое спасение в
Троице-Сергиевом монастыре во время стрелецкого бунта, случившегося в августе
1689 г.
Мало кто знает о том, что в советскую эпоху гонений на
религию духовная жизнь в Высокопетровском монастыре не была прекращена
полностью. Благодаря настоятелю обители владыке Варфоломею здесь, на Петровке,
существовала практически подпольно Духовная академия, и в этом для жизни
церковнослужителей был реальный риск... В 1926 году Высокопетровский монастырь
был официально упразднен, однако он был все же спасен от полного разрушения и
забвения. Парадоксально, но это произошло благодаря тому, что в 50-е годы все
здания, храмы и сооружения обители были отданы Министерству культуры СССР.
Церковная жизнь в обители на старинной улице Петровке
была возобновлена в 1992 году богослужениями в церкви Сергия Радонежского.
Православные москвичи хорошо знают адрес монастыря «Петровка, 28/2» еще и
потому, что здесь находится Отдел религиозного образования и катехизации
Московского Патриархата.
Что же касается еще одного известного адреса —
строгого на вид дома №22 по Петровке, в котором сейчас расположена Московская
городская Дума, то ему в 1999 исполнилось семьдесят лет: дом построили в 1929
году для районных советских и партийных организаций по проекту архитектора П. Н.
Кучникова.
Мужское имя Петр, которое через имя митрополита Петра
и наименование Выскопетровского монастыря вошло в состав названия улицы
Петровки, по своему происхождению — греческое. Petros означало «камень, скала»,
отсюда ведут свое происхождение и научные термины петроглифы («изображения,
высеченные древними людьми на камнях»), петрография («наука о горных породах»).
Откройте Евангелие от Матфея на 16-й главе — повествование о том, как ученик
Спасителя, будущий апостол Петр, исповедует Христа Сыном Божиим: «...Тогда
Иисус сказал ему в ответ: — Блажен ты, Симон, сын Ионин, потому что не плоть и
кровь открыли тебе это, но Отец Мой, Сущий на небесах; и я говорю тебе: ты —
Петр, и на сем камне Я создам Церковь мою, и врата ада не одолеют ее; и дам
тебе ключи Царствия Небесного..». (Мтф, XVII, 17—19).
Площадь Петровские Ворота, расположенная между
Петровкой, Страстным и Петровским бульварами, по сути — часть самой улицы
Петровки. Даже дома, ее ограничивающие, имеют не самостоятельную нумерацию, а
«приписаны» к Петровке: №№27 и 29, 28/2, 30/7 и 32. Этот топоним — еще один
памятник средневековой Москвы, напоминающий о городской системе оборонительных
укреплений, которой были и Петровские ворота Белого города. С начала XIX века
здесь прошла первая линия московских бульваров.
Само слово ворота, означающее «широкий, обыкновенно
двухстворный проход или проезд в ограде, стене», «широкое отверстие для прохода
или проезда в стене, ограде, а также подвижная плоскость, закрывающая это
отверстие», — очень древнее. Ученые-этимологи считают, что ворота —
общеславянское слово индоевропейского характера. В древнерусском языке оно
зафиксировано с XI века; образовано оно было при помощи суффикса -т- от той же
основы, которая содержит в деревнерусском слове воръ - «ограда, забор» и
восходит к праславянскому глаголу *verti — «запирать». В старославянском языке
употреблялось похожее на него слово врата, от которого образованы слова вратарь
и привратник; оно в нашей современной русской речи употребляется лишь в
высоком, книжном стиле. Однокоренные слова в том же или близком значении
существуют во многих славянских языках, сравните чешское vrata, польское wrota,
болгарское врата.
У тех, кто интересуется московской историей,
запечатленной в топонимах, нередко вызывает вопросы необычное наименование
улицы Петровские Линии. Оно в столице единственное, подобных ему нет. Улица
соединяет Петровку и Неглинку. Четырехтомный академический «Словарь русского
языка» под ред. А. П. Евгеньевой, среди множества значений слова линия
указывает и такое: «Длинный ряд, цепь чего-либо, порядок, строй; название
некоторых улиц или их сторон, торговых рядов и т. п». Оно более привычно в
применении к топографии Санкт-Петербурга, в котором Большой проспект
Васильевского острова пересекают четырнадцать параллельно проложенных улиц,
стороны которых именуются линиями. Всего их — 27! Авторы одной из книг по
топонимии города на Неве К. С. Горбачевич и Е. П. Хабло пишут: «Образование
линий на Васильевском острове связано с замыслом Петра I создать здесь сеть
прямолинейных кварталов, разделенных каналами. Каждая сторона канала должна
была представлять отдельную улицу или линию, как их назвали еще в ту пору. ...В
1766 году было принято решение засыпать эти каналы. С застройкой острова здесь
образовались улицы. Особые их названия сохраняют память о первоначальных планах
строительства в этом районе города». Московская улица Петровские Линии связана
с линиями не каналов, а крупных магазинов, хотя само возникновение такого
топонима произошло не без влияния ассоциаций с Санкт-Петербургом. Многие
источники по истории Москвы отмечают, что улица Петровские Линии возникла в
1876 году: именно тогда «Товарищество Петровских линий» приобрело для прокладки
проезда и строительства зданий земельный участок между Петровкой и Неглинной улицей.
Составители энциклопедии «Москва» (1997) обращают внимание читателей на то, что
фактически улицу Петровские Линии образуют два почти одинаковых дома: в д. №1
размещалось издательства И. Н. Кнебеля и книжный магазин «Знание», а в д. №2 —
гостиница «Россия», к которой в начале нашего столетия был пристроен ресторан
«Ампир», сейчас называющийся «Будапешт», как и сама гостиница.
Вероятно, вам будет небезынтересно узнать, что
существительное линия заимствовано русским языком из латинского через немецкое
посредство. Латинское linea «линия» первоначально означало... «нитка» и было
образовано в далекой древности от слова linum «лен»!
Петровские линии, Петровские ворота, Петровка... Как
точно написал в своей книге «Лучи от Кремля» покойный знаток Москвы литератор
Юрий Федосюк, «это легкое, удобопроизносимое, специфически московское название
сразу же рождает в представлении образ улицы: неширокой, непарадной и даже
немного будничной, но очень знакомой, привычной и необходимой». Будь жива,
Петровка, на долгие века! Открывайте новые страницы истории поколениям
москвичей, Петровские ворота!
Список литературы
Для подготовки данной работы были использованы
материалы с сайта http://moscow.gramota.ru
|