|
Первый архитектор Империи
Первый архитектор Империи
Первый архитектор Империи
Н. Петухов
...Полковника
подняли на дыбу и тут же сбросили вниз, выбив руки из плечевых суставов. Врач
быстро вправил их, и допрашиваемого подвесили к перекладине, привязав к ногам
бревно. Полковник терпел и отказывался давать показания. Тогда генерал Ушаков
приказал начать порку. В несколько секунд кнут превратил спину в кровавое
месиво, и после пятнадцатого удара полковник и главный архитектор
Санкт-Петербурга Петр Михайлович Еропкин начал давать показания на князя
Волынского...
В
1716 году Петр I повелел отобрать двадцать молодых людей для обучения в Европе.
Среди двух десятков «студентов» оказался и 27-летний Петр Еропкин - дворянин из
древнего, но обедневшего рода.
Император
долго присматривался к каждому ученику и, исходя из своих наблюдений, отправлял
кого в Амстердам на верфи, кого в Англию для изучения военного дела. Троих он
отправил в Рим. Они должны были освоить архитектуру, философию и итальянский
язык. Так тезка российского самодержца оказался в Вечном городе, где почти
четыре года под чутким присмотром знаменитого итальянского архитектора Чиприани
изучал архитектуру.
Молодые
русские объездили почти весь Аппенинский полуостров, надолго останавливаясь в
Венеции, Флоренции, Ливорно и Риме. Там Еропкина поразило не столько
великолепие дворцов дожей, Колизея и Сената, сколько четкая организация
городского пространства. Если Москва и другие города России застраивались
хаотично, как Бог, царь и обстоятельства положат, то крупные города Италии
словно «вычеркивались» на земле. Площади, парки и жилые кварталы складывались в
единое завершенное целое. Позже, вернувшись в Россию, Петр Михайлович Еропкин
максимально использовал итальянский архитектурный и градостроительный опыт в
создании Генерального плана Санкт-Петербурга. Риму и Флоренции обязан город на
Неве своими Сенной, Сенатской и Дворцовой площадями.
Чиприани
был доволен учениками и особенно Петром. Итальянский язык дался последнему
легко. Он быстро прочитал труды Палладио и Виньолы, и наставнику с трудом
удалось оторвать его от «не архитектурных» Макиавелли, Данте и Юста Липсия.
В
1719 году Петр Еропкин, вдохновленный итальянской античной и современной
архитектурой, послал императору свою первую работу - проект храма для
строительства в Петербурге. Проект не был завершен, представляя собой лишь
отлично выполненные китайской тушью чертеж и рисунок фасада. Еропкин отправил в
Россию также «отчет о проделанной работе» в подтверждение того, что император
не ошибся, снарядив его в далекую Италию.
Еропкин
и его товарищи проучились у Чиприани четыре года и стали первыми русскими,
получившими профессиональное архитектурное образование. Они покинули Италию и
морем добрались до Амстердама.
Перед
их отъездом из России Петр I пояснил, чего ждет от будущих архитекторов. Он
рассчитывал с их помощью возвести в устье Невы город своей мечты -
город-близнец его любимого Амстердама, но более мощный, более красивый.
Учитывая крайнее неудобство выбранного им для новой столицы Империи места, Петр
повелел Еропкину с однокашниками особое внимание уделять технологии
строительства домов и дворцов на сваях и на воде. Изучая подобную «неудобную»
архитектуру, они провели более года в Венеции, теперь же должны были вплотную
познакомиться с городом «тысячи каналов». Столица Голландии интересовала
русских и с точки зрения развитой торговой инфраструктуры, ведь Петербургу
предстояло сделаться центром российской морской торговли - «фасадой
экономической мощи страны», как любил говаривать Петр. Поэтому архитекторы
тщательно обследовали застройку Амстердама, провели технические замеры каналов.
Закончив
вояж по Голландии, Еропкин в 1724 году вернулся в Россию. Император высоко
оценил его успехи и пожаловал Петру Михайловичу звание «подполковника и
архитектора», а спустя год - полковника. Петр I поручил ему выполнить проекты
Александро-Невского монастыря в Петербурге и Преображенского дворца в ближнем
пригороде Москвы, самое же главное - Генеральный план Санкт-Петербурга. До
монастыря и дворца дело не дошло, а вот Генеральный план Еропкин проработал от
начала до конца. Сегодняшний исторический центр Петербурга целиком и полностью
соответствует еропкинскому плану: прямые проспекты-лучи, четко разделяющие
кварталы и районы; объединяющие пространство площади; закрытая застройка
набережных, перемежающаяся открытыми на реку проспектами; мостовое сообщение
между берегами; перенос центра города с Васильевского острова на левый берег;
наконец, знаменитый фонтан перед Адмиралтейством... Не был претворен в жизнь
только грандиозный проект создания на левом берегу Невы «Новой Голландии» -
зеркального отражения Амстердама. К строительству приступили при жизни мастера
- вырыли часть каналов, начали соединять их между собой, подготовили сваи для
домов, но после 1740 года работы прекратились навсегда.
По
смерти Петра I Еропкин стал первым Главным архитектором Санкт-Петербурга. Его
карьера стремительно пошла в гору, будущее выглядело более чем радужным. На
сестре Петра Михайловича женился один из самых влиятельных людей в государстве
- кабинет-министр, обер-егермейстер двора Артемий Волынский. В свободное время
Петр Михайлович переводил Макиавелли и Юста Липсия. Эти переводы были популярны
в кругу друзей и знакомых Еропкина, особенно ценил их высокопоставленный
родственник - Волынский. В доме кабинет-министра собиралась пестрая компания:
личный врач императрицы Анны Иоанновны Лесток, советник Иностранной коллегии Де
ля Судэ, граф Мусин-Пушкин, писатель и сенатор А. Д. Кантемир, член кабинета
Эйхлер, сам Еропкин и два его близких приятеля - инженер и изобретатель А.
Хрущов и ученый-гидрограф, составитель первой карты побережья Каспийского моря
Федор Соймонов. Обсуждали все - от европейских войн до мореплавания и, конечно
же, внутрироссийские дела.
А.
П. Волынский жаждал власти. Обладая лисьей изворотливостью, хитростью и богатым
опытом в придворных делах, он «пересидел» многих сильных мира сего - Петра I,
Екатерину I, Петра II. Чтобы пробить себе дорогу в кресло кабинет-министра,
Волынский активно поддерживал Бирона во всех его начинаниях - по крайней мере
до тех пор, пока был лично в этом заинтересован.
Ряд
российских историков считают А. П. Волынского чуть ли не мучеником во имя
державности и патриотизма, борцом с «немецким засильем», организатором «новой
русской партии». Между тем с Бироном он разругался лишь в 1739 году. Волынскому
казалось, что тот слишком контролирует императрицу: имеет единоличное право на
личный доклад государыне, вовсю потакает ее страсти к охоте, пирам, розыгрышам.
Важным направлением его борьбы за место под солнцем и стало противостояние
недавнему союзнику Бирону. На одном из заседаний кабинета министров обсуждался
вопрос о денежной компенсации Польше за постой русских войск на ее территории.
Бирон выступил за компенсацию, Волынский с праведным гневом во взоре ринулся
отстаивать интересы страны: «Вы немец, а потому безразлична вам Родина наша!»
Бирон, не будучи силен в русской словесности, от ответа воздержался, но выводы
сделал. Артемий Петрович же расценил молчание немца как сигнал к атаке. Он
обратился к Петру Михайловичу Еропкину с просьбой написать «нечто сатирическое
и изобличающее иноземцев». Так появилось «Генеральное рассуждение о поправлении
внутренних государственных дел». Еропкин, обладавший блестящим стилем, создал
настоящий шедевр. Чередуя тонкую иронию с жесткой сатирой на «немецких»
управленцев империи - от конюха до министра, к месту цитируя Макиавелли и
римских историков, он по косточкам разложил всю систему государственного
устройства послепетровской России.
«Генеральное
рассуждение» имело успех при дворе, даже Бирон вынужден был мирно улыбаться и
молчать. Анна Иоанновна снисходительно наблюдала за сварой между приближенными.
Вдохновленный
успехом «своей» работы Волынский попросил Еропкина вновь взяться за перо. В
декабре 1739 года увидели свет «Примечания, какие притворства и вымыслы
употребляемы бывают и в чем такая бессовестная политика состоит». В них крепко
досталось министру Остерману, адмиралу Головину, князю Куракину. Волынский уже
видел себя единственным фаворитом императрицы, а Бирона - шагающим в кандалах в
Сибирь. Но немец оказался не так прост и пошел в наступление.
В
первых числах апреля 1740 года по обвинению в краже арестовали одного из
домашних слуг Волынского - Василия Кубанца. После кратких, но жестоких пыток он
дал показания на своего хозяина. Артемия Петровича обвинили сразу по
четырнадцати пунктам. 12 апреля императрица отстранила Волынского от должности
кабинет-министра и приказала содержать его под домашним арестом. Не прошло и
недели, как Артемия Петровича вызвали на первый допрос, причем в качестве
свидетелей обвинения были приглашены его зятья - князья Алексей Нарышкин и
Александр Черкасский. Следственная комиссия полностью состояла из русских, дабы
не вызвать подозрений в предвзятости. Естественно, в поле зрения комиссии
попали и остальные члены «новой русской партии», прежде всего Еропкин, Хрущов,
Мусин-Пушкин, Соймонов и Де ля Судэ.
Одного
за другим подследственных допрашивали в Канцелярии тайных дел, возглавляемую
генерал-майором Ушаковым. Первым подвергся пыткам Волынский. Поднятый на дыбу,
он после восемнадцати ударов кнутом стал молить о пощаде и давать показания на
себя и свое окружение. Бирон надеялся обвинить его в заговоре против
императрицы, но доказательств добыть так и не смог. Тогда он переключился на
служебные злоупотребления князя. Волынский был человеком своевольным и охочим
до денег и власти. Он не брезговал взятками, умышленно завышал сметы казенных
расходов и за два с небольшим года умудрился уменьшить государственную казну на
760000 рублей - сумму по тем временам огромную. Пристальное внимание люди
генерала Ушакова уделили Петру Михайловичу Еропкину: для них не составило
особого труда выяснить, кто же настоящий автор «Генерального рассуждения» и
«Примечаний».
Еропкина
несколько раз допрашивали без применения пыток, все-таки он был слишком уважаем
и безгрешен в глазах большинства членов следственной комиссии. Сначала Петр
Михайлович говорить отказывался. Дыба и плеть сделали свое дело:
полковник-архитектор рассказал, что и когда он писал по просьбе Волынского.
Анна
Иоанновна выслушала итоговое мнение следственной комиссии и 26 июня 1740 года
вынесла приговор: Волынского живьем посадить на кол, Еропкина, Мусина-Пушкина,
Хрущова и Соймонова четвертовать, Де ля Судэ и Эйхлеру отрубить голову,
остальных сослать навечно в Сибирь. Всего по делу князя Волынского и «новой
русской партии» проходило около 30 человек.
После
вынесения приговора Петру Еропкину сенатор Алексей Нарышкин разрыдался в зале:
«Я погубил невиновного человека! Я чудовище!»
Уже
на эшафоте зачитали указ императрицы о замене меры наказания. Волынского
избавили от кола, отрубив прежде руку, потом голову. Еропкина и Хрущова не
четвертовали, а обезглавили. Прочим даровалась жизнь - их выпороли и отправили
в Сибирь. Казненных захоронили без всяких обрядов в ограде кладбища монастыря
Сампсония-Странноприимца.
Эта
история имела продолжение. В 1765 году Екатерина II приказала поднять из архива
дело «новой русской партии». Внимательно изучив его, она начертала на конверте
с тремя увесистыми томами: «Сыну моему и всем моим потомкам советую и
постановляю читать сие Волынского дело от начала и до конца, дабы они видели и
себя остерегали от такого беззаконного примера в производстве дел».
На
общей могиле Еропкина, Хрущова и Волынского впоследствии был поставлен памятник
работы А. М. Опекушина. Самого Волынского возвели в ранг защитника отечества и
избавителя России от иноземной скверны. После революции и до 1991 их называли
«борцами с самодержавием». И за всей помпезностью этих слов пропала суть того,
что произошло ранним июньским утром 1740 года на Сытном рынке Санкт-Петербурга:
Россия потеряла великого архитектора, писателя, ученого Петра Михайловича
Еропкина. Он один мог претворить в жизнь мечты Петра I о великом водном граде
на Неве, о Северной Венеции, но... не успел.
Список литературы
Для
подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://asm.rusk.ru/
|