Рефераты.  Осадное искусство у римлян
Осадное искусство у римлян

Осадное искусство у римлян

Осадное искусство у римлян

Осадное искусство у римлян.

Действия, производившиеся при осаде укрепленного места, можно разделить следующим образом. Для осады необходимо было: 1) Выбрать пункт для нападения и расположить войско в благоприятной позиции. 2) Окружить осаждаемое место. 3) Постепенно приближаться к стенам укрепления при помощи разных вооружений, причем осажденный враг старается помешать работам и разрушить уже сделанные сооружения. 4) Сделать брешь в стене и взять укрепление приступом.
 Осадное искусство у римлян
Осадные сооружения
Целью военных действий при всякой правильной осаде было сделать брешь в стене укрепления. После этого уже брали его приступом. Брешь пробивали при помощи тарана или подкопа под прикрытием прислоненного к подножию стены защитного сооружения на колесах, которое называлось testudo (черепаха) или musculus. Заметим тут же, что штурм без предварительного пробития бреши бывал лишь в очень исключительных случаях и производился, конечно, внезапно. Был ли осажденный город расположен на плоской местности или холмистой, прежде всего необходимо было расчистить и выровнять почву на всем пути приближения осадных орудий. Эта работа требовала больших усилий и много времени. Тит потратил четыре дня перед Иерусалимом на выравнивание и укрепление почвы, прежде чем начал приступ1.
 Осадное искусство у римлян
На рисунке изображена галльская стена из камней и балок, за которой осажденные построили две башни в противовес двум башням осаждающих. Осаждающие, пользуясь башнями, сгоняли с укреплений их защитников метательными снарядами и камнями, а с помощью крытых галерей подбирались к подножиям стен, чтобы пробить в них брешь.
Некоторые vineae расположены перпендикулярно к стене, другие параллельно ей. Изображены и "терасса-кавальер" и "терасса-виадук"; на этой последней находятся vineae.

 Осадное искусство у римлян
Осадная передвижная башня

В том случае если город был расположен на равнине, весь труд подготовительных работ сводился к тому, чтобы выровнять почву так, чтобы можно было легко катить по ней машину. Пробитие бреши нуждалось в прикрытии от возможных действий неприятеля с вершины стены. Чтобы прогнать его оттуда, употребляли деревянные башни, которые были снабжены машинами и всякого рода метательными снарядами. Эти башни устраивались в несколько этажей так, чтобы они господствовали над оградой города. Строили их на расстоянии, недоступном неприятельским выстрелам; башни были на колесах, и их подкатывали на известное расстояние от стены. Башни ставились около бреши чаще всего с обеих сторон. Вслед затем осаждающие продвигались до рва, который надо было засыпать для того, чтобы достичь подножия стены. Но, так как осажденные могли при этом бросать на осадные сооружения более значительные тяжести, то средства защиты, которыми до сих пор пользовались для прикрытия, оказывались недостаточными, и поэтому приходилось прибегать к musculus'у, деревянному сооружению с более крепким заслоном. Воины, под прикрытием этой машины, бросали в ров землю, плетенки из прутьев, фашины и т.п. Обыкновенно заполнить ров можно было только заставив осажденных покинуть стены. Все эти действия оказывались гораздо более затруднительными в том случае, когда город был расположен на неровной местности, в особенности, если крутые обрывы делали стену неприступной. Тогда приходилось в большинстве случаев сооружать насыпь, которая тянулась вплоть до самой стены, так что появлялась возможность подкатить к ней машины, необходимые для пробития бреши. Такая насыпь называлась agger или террасой. Это была огромная куча всякого рода материалов, главным образом дерева и земли, которая поддерживалась с боков особыми сооружениями из древесных стволов, положенными друг на друга крест накрест наподобие костра или сруба. Эта насыпь начиналась на расстоянии, недоступном для неприятельских выстрелов, и была достаточно высока для того, чтобы по ней дойти до подножия стены в том месте, которое выбрано для приступа. Наверху насыпи ставилась деревянная башня. У этой последней было столько этажей, чтобы она возвышалась над городскими стенами; она была снабжена баллистами и другими метательными снарядами для того, чтобы можно было прогнать со стены ее защитников и прикрыть работы по пробиванию бреши. Основание башни занимало пространство в 8,9 кв. метров, иногда 11,86 кв. метров и даже 14,8 кв. метров. Башню сооружали на расстоянии, недоступном неприятельскому выстрелу; вслед затем ее доставляли на место, подкатывая по насыпи по мере того, как эта последняя продвигалась вперед. Приблизившись ко рву, его засыпали тем же способом, который был описан выше по поводу осады укрепления, расположенного на ровной местности.
 Осадное искусство у римлян Таким образом засыпали ров, и этим кончались подготовительные работы по приближению к крепости, после чего начинался последний период осады — пробивание бреши. Действия, которые при этом производились, были во всех случаях одинаковы, независимо от свойств местности, на которой было расположено укрепление. К стене подвозились различные машины, при помощи которых пробивалась брешь. Это были или башни, или “черепахи”; и те, и другие были снабжены тараном и так называемая falx или terebra, огромным буравом, посредством которого проделывали дырки в кирпичных стенах. Такие башни и “черепахи” с таранами помещались всегда у подножия осадной башни. В случае, если стена не поддавалась действию тарана, ее пробовали подрыть, вырывая нижние камни фундамента железным рычагом.
 Осадное искусство у римлян
Осадные работы и сооружения
Это было единственным средством, которое употреблялось при осаде: рыли также подкопы, называвшиеся cuniculi. Эти подкопы, вырытые под городской стеной, открывали доступ в осажденный город. Таким именно способом римляне взяли Вейи. Если у осажденных не было ни баллист, ни катапульт2, и если город расположен был на ровном месте, и окружавший его ров представлял лишь слабое препятствие, то вдоль осаждаемой стены сооружали насыпь; она доходила до высоты стен, но не прикасалась к ним и служила для действия метательных снарядов и машин. Такая насыпь, возвышающаяся у самых стен города, служила прикрытием во время приступа и убежищем в случае, если приступ был неудачен. Во время осады часть отряда производила нужные для этого работы, другая оберегала посты контрваляции (castella)3, а остальные находились в лагере или вне его, готовые ко всяким случайностям. На работах воины сменяли друг друга. Для приступа все отряды собирались на насыпи, откуда они и устремлялись в атаку.
 Осадное искусство у римлян
Осадная передвижная башня, передвижной навес, передвижной щит
Прикрытия, употребляемые при осаде. Самый простой вид прикрытия осаждающих это — plutei, род щита, состоящего из ивовых или веревочных плетенок, которыми обвешивалась рама, установленная на трех колесах. Пользовались также маленькими навесами на колесах, сделанными из легкого дерева и прикрытыми плетенками; они назывались vineae. Их можно было ставить один возле другого и образовать таким образом род галереи (porticus) большей или меньшей величины. Один такой навес имел обыкновенно 2,4 метра в высоту, 2 метра в ширину и 4,75 метра в длину. Во время осады эти галереи из навесов продвигались вперед перпендикулярно к осаждаемой стене. В общем такие галереи играли в те времена роль современных проходов в траншеях. Впрочем, во многих случаях галереи из навесов устраивались также и параллельно стене.
 Осадное искусство у римлян Testudo. “Черепаха” представляла собою галерею, сооруженную из больших кусков дерева с очень прочным прикрытием и на колесах; при ее помощи можно было приблизиться к стене. Ею пользовались при уравнении места, засыпании рвов, подкопах стен и пробивании брешей.
 Осадное искусство у римлян Musculus был похож на “черепаху”. Он служил исключительно для прикрытия тех воинов, которые старались подрыть нижнюю часть стены или сделать в ней брешь. С этой целью musculus был снабжен тараном или falx. Его ставили перпендикулярно к стене. По-видимому, он был у'же “черепахи”. Прикрытия всяких родов: катящиеся шалаши, защитные постройки были покрыты на случай пожара свежими кожами или шерстяными одеялами. Точно так же были покрыты и башни.
 Осадное искусство у римлян

 Осадное искусство у римлян

Таран и falx. Таран представлял собой крепкое бревно, на один конец которого была насажена железная “голова”. Его подвешивали за середину горизонтально к деревянной раме внутри “черепахи” (которая в данном случае называлась “таранной черепахой”), или к башне (также называвшейся таранной). Несколько человек раскачивали его взад и вперед, чтобы затем с силой ударить о стену. При осаде Иерусалима в течение шести дней беспрерывно били тараном стены храма. Витрувий упоминает о таране, имевшем 30 метров в длину и управлявшемся сотней человек. Falx отличалась от тарана только тем, что в ней массивный железный наконечник бревна заканчивался багром; предназначалось это орудие для того, чтобы срывать камни со стены. Осажденные употребляли разные способы, чтобы защититься от действий тарана. Один из этих способов состоял в том, что сверху стены спускали на веревках набитые соломой или шерстью мешки, и останавливали их против того места, где только что ударил таран. В других случаях, накинув на таран мертвую петлю, тащили его в бок и старались опрокинуть его вместе с “черепахой”.
Falx, несколько видоизмененная, употреблялась также и при полевых действиях для того, чтобы разрушить ограду и сделанные из плетня прикрытия укрепленного лагеря. Насыпи. Иногда они устраивались параллельно городской стене (terrasse cavalier); такую насыпь Цезарь соорудил при осаде Аварика (Бурже); она имела 98 метров в длину и 23 метра в самом высоком месте. Насыпь, шедшая перпендикулярно к городу, называется терраса-виадук; она была защищена всегда не более как одной башней; обыкновенно она имела 17 метров в ширину, так что по ней можно было провести на приступ колонну в 12—13 человек по фронту. (Colonel Stoffel, Histoire de Jules Cesar, II, pp. 349 et suiv.)

Литература

(Colonel Stoffel, Histoire de Jules Cesar, II, pp. 349 et suiv.).
Текст приведен по изданию:
Поль Гиро "Частная и общественная жизнь римлян"
изд-во "Алетейя", СПб, 1995



Рефераты.  Осадное искусство у римлян
Рекомендуем


Рефераты.  Осадное искусство у римлян