Манифест 1810 года
Манифест 1810 года
Учреждение государственного совета 1 января 1810 года (функции, состав). Создание министерств и реформа Сената 8 сентября 1802 года не принесли
желаемого результата. Слабость государственного аппарата перед лицом
внешнего и внутреннего врага заставляла верхушку дворянства, в том числе
самого императора, искать новые средства его усовершенствования. В этих условиях Александр I приближает к себе молодого, но уже
опытного реформатора М. М. Сперанского, чтобы с его помощью осуществить
прогрессивные преобразования, которые, по мнению царя, должны были
успокоить и народ, и дворянство. В 1809 году Сперанским была подготовлена
программа либеральных преобразований всей системы государственных органов.
Она изложена в его работе «Введение к уложению государственных законов». Наиболее прогрессивным и поэтому неосуществленным элементом
планировавшейся Сперанским системы государственных органов должны были
стать представительные органы - местные думы и Государственная дума.
Последнюю предлагалось создать для обсуждения законопроектов и контроля за
деятельностью министров. Ей предоставлялось право абсолютного вето на все
вносимые проекты законов. Это был заметный шаг в сторону конституционной
монархии, если учесть, что право избирать и быть избранным получали все
собственники недвижимого имущества. Как утверждал Сперанский, в его проекте вершину всей государственной
организации составляла не Государственная дума, а Государственный совет,
который должен был представлять собой «сословие, в коем все части
законодательной, судной и исполнительной власти в главных их отношениях
соединяются и через него восходят к державной власти». Госсовет предстает
во «Введении» в качестве универсального, многофункционального, но
совещательного органа. Члены госсовета должны были назначаться императором,
который являлся его председателем. Напоминая предшествующие ему
совещательные органы при царе в главных чертах, госсовет вследствие
изменения роли в системе самодержавия имел много нового. Иной стала его
структура - теперь наряду с общим собранием создавались департаменты
Совета. Новое устройство получила и его канцелярия. Вопреки логике записки «О необходимости учреждения Госсовета» и
самому смыслу этой реформы проект «Образования госсовета» не обсуждался ни
в Сенате, ни Непременном совете, ни в каком-либо другом органе. Торжественной церемонией открытия 1 января 1810 года начало свою
работу общее собрание Госсовета. На первом заседании выступил с речью,
написанной Сперанским, Александр I. Он заявил, что всегда желал, чтобы
благосостояние империи утвердилось в законе, а закон был недвижен на
постановлениях, а потому с начала года кладет твердое основание одному из
важнейших органов - госсовету. «Коренные законы» госсовета, изложенные Сперанским еще во «Введении к
уложению госзаконов», вошли в «Образование» с незначительными изменениями.
«Образование» пополнилось только одной новой статьей, запрещавшей министрам
быть председателями департаментов госсовета. В «Образовании госсовета» было немало недостатков и противоречий,
которые лишь частично могли быть устранены при реализации всего плана
преобразований Сперанского, однако не только Госдума не была создана, на
даже одобренная императором реформа Сената не проводилась, и поэтому
организация Совета, которая должна была по мысли создателя, упорядочить
работу госаппарата и установить режим законности, на практике привела не к
разделению, а напротив, к смешению функций высших государственных органов.
Вместе с тем, как правильно заметил А. В. Предтеченский, при абсолютной
неприкосновенности прав самодержавной власти сводилось на нет значение
госсовета как органа, устанавливающего порядок в деле законодательства.
Госсовет, как и предшествующие ему советы при императоре, продолжал
оставаться универсальным совещательным органом, в котором также постепенно
возобладали не законодательные, а судебные и исполнительные дела. «Образование Государственного Совета» по структуре представляет собой
двуединый акт, состоящий из Манифеста и собственно «Образования». В первом
раскрываются причины, вызвавшие создание Госсовета, закрепляются основные
законы, определяющие компетенцию и состав госсовета, провозглашаются его
первоочередные задачи. «Образование» состоит из двух отделений, которые по
содержанию и по форме существенно отличаются одно от другого. Текст первого
отделения, названного «Коренные законы госсовета», разделяется цифрами на
16 частей. Второе отделение состоит из 144 параграфов, объединенных в 8
разделов. Некоторые разделы, помимо параграфов, имеют и другие структурные
подразделения. По этому документу госсовет разделялся на 4 департамента: законов,
дел военных, дел гражданских и духовных, государственной экономии. В
департамент законов входит все то, что по существу составляет предмет
закона. Законодательная комиссия должна будет вносить на рассмотрение этого
департамента все законопроекты. В департамент военных дел входили предметы ведения военного и
морского министерств. В департамент гражданских и духовных дел «Образование» включало дела
юстиции, духовного управления и полиции. А к департаменту гос экономии относились предметы общей
промышленности, наук, торговли, финансов, казначейства и счетов. Возглавлял госсовет его председатель. Он подписывал все документы,
открывал и закрывал собрания, назначал на рассмотрение госсовета дела. При
работе госсовета должен был охранять порядок и единство предмета
рассмотрения. В департаментах так же были председатели. Они возглавляли
департаменты, открывали и закрывали заседания департаментов, назначали на
рассмотрение дела и т.п. (то же самое, что и у председателей госсовета). Государственный секретарь управлял канцелярией. Под его
ответственностью находилась точность сведений, предлагаемых совету и
надлежащая ясность их изложения, а также изготовление всех исполнительных
бумаг по журналам Совета, как в общем его собрании, так и по департаментам. При каждом департаменте совета находился один статс-секретарь и
несколько помощников. Их обязанность состояла в собрании дополнительных
сведений, нужных для слушания дел. К компетенции госсовета относились:
изменение или отмена действующих законов
дача разъяснений по текущему законодательству
внутренняя политика
гос бюджет
налоги??
отчеты министерств в управлении принадлежащих к ним частей Все дела, подлежащие рассмотрению госсоветом, сначала поступали в
департаменты. Их могли направлять туда от министров. В них, путем
голосования, отбирались дела, которые было необходимо рассмотреть
госсовету. Затем дела передавались непосредственно на рассмотрение
госсовета.
|