|
Ходынка
Ходынка
Ходынка
В. А. Соловьев
Первое
упоминание о ней встречаем в завещании князя Димитрия Донского 1389 года:
"А из Московских сел даю сыну своему князю Юрью село Михалевъское, да
Домантовъское, да луг Ходыньский". На этой обширной территории (между
современными Ленинградским проспектом, Беговой улицей, Хорошевским шоссе,
проспектом Маршала Жукова и Живописной улицей), где протекали речки Таракановка
и Ходынка (Ходынь, Ходыня), в начале XVII века шли бои с отрядами Лжедмитрия
II. Потом, 14 июля 1619 года, здесь москвичи торжественно встречали
возвращавшегося из плена патриарха Филарета.

Вплоть
до конца XVIII столетия на Ходынском поле пасли скот и добывали глину.
Поворотным в его истории стал 1775 год, когда Россия отмечала победу в войне с
Турцией. Праздник провели с необыкновенным размахом при огромном стечении
народа. Как писала Екатерина II, несмотря столпотворение, "все обошлось
без малейшего приключения и при всеобщем веселии и наслаждении". С этого
момента Ходынска становится традиционным местом увеселений, гуляний, кулачных
боев, а затем - коронационных торжеств и выставок. Одно из первых капитальных
сооружений здесь - водокачка, дававшая городу 180 тысяч ведер воды ежедневно. В
середине XIX века на Ходынке начали проводить войсковые учения и маневры, а
позднее построили Николаевские казармы - часть их уцелела до наших дней на
улице Поликарпова. Сохранился также и недавно реставрирован храм иконы Божией
Матери "Отрада и Утешение", возведенный в 1907 году по проекту
известного архитектора В. Д. Адамовича в память павших во время революционных
событий. Славилась церковь беломраморными досками, на которых выбили имена 1850
человек из 73 российских губерний - от московского генерал-губернатора Великого
князя Сергея Александровича, убитого террористами, до рядовых солдат и
городовых. Утрачена деревянная церковь преподобного Сергия Радонежского,
заложенная в 1892 году (архитектор И. П. Херодинов) в честь чудесного
избавления от смерти наследника престола Николая Александровича, во время
путешествия по Японии подвергшегося нападению религиозного фанатика.
В
1882 году на Ходынском поле состоялась первая выставка - Всероссийская
промышленно-художественная, которая не смогла традиционно разместиться в Манеже
или в Александровском саду. К ее открытию от Брестского вокзала проложили ветку
конно-железной дороги. Из многочисленных строений выставки сегодня можно видеть
только бывший царский павильон (архитектор А. С. Каминский) рядом с входом на
стадион Юных пионеров. Впоследствии выставочные мероприятия устраивались на
Ходынке неоднократно (1885, 1891, 1914).
Коронационные
торжества играли в жизни москвичей огромную роль и всегда отмечались очень
пышно. Так, перед коронацией Александра II на Ходынском поле накрыли для народа
672 стола; специально высаженные деревья увешали булками и жареными курами; из
фонтанов текли вино и мед. Праздник собрал полумиллионную толпу.
Имя
"Ходынка" стало нарицательным после трагедии, разразившейся во время
коронации Николая II в 1896 году. Тогда в страшной давке, по официальным
данным, погибло и было ранено более четырех тысяч человек.
В
1910 году на Ходынском поле появился первый аэродром, с которого совершали
демонстрационные полеты знаменитые авиаторы С. И. Уточкин и П. Н. Нестеров. В
годы советской власти Ходынский аэродром получил статус Центрального - сначала
имени Л. Д. Троцкого, а позднее - имени М. В. Фрунзе.
Долгое
время он использовался как правительственный.
Сегодня
Ходынка переживает большую реконструкцию. Здесь будет разбит парк Русского
ландшафта, возведены спортивный комплекс с универсальным залом на 14 тысяч
зрителей и крупнейший в мире музей авиации и космонавтики площадью более сорока
тысяч квадратных метров, воссозданы храм Сергия Радонежского и часовня в память
погибших авиаторов. На Ходынке уже стоит самый длинный в Европе жилой дом.
Говоря
о Ходынском поле, нельзя не сказать о жемчужине московской архитектуры -
Петровском подъездном, или путевом, дворце, построенном по проекту М. Ф.
Казакова для Екатерины II в 1775-1783 годах. Формально он находится не на самом
поле, а напротив него, по другую сторону
бывшего Петербургского шоссе, однако исторически и планировочно является частью
этого района Москвы, более того - его архитектурным ядром, будучи напрямую
связан с ходынскими "увеселительными павильонами", возведенными в
ознаменование Кючук-Кайнарджийского мира с Турцией (1774). Проектирование и
строительство павильонов императрица поручила "своему архитектору" В.
И. Баженову, видимо, пытаясь сгладить нанесенную ему обиду: незадолго перед тем
прекратилась реализация его проекта Большого Кремлевского дворца.
Екатерина
не любила Москву, редко здесь бывала, однако провела в первопрестольной почти
весь 1775 год и неоднократно посещала Ходынское поле, о чем свидетельствуют
записи в камер-фурьерском журнале. Первый раз императрица приехала сюда 15 мая
"в путевом экипаже" с целью осмотра и строения для будущего торжества
о мире. По прибытии <...> соизволили Ея Величество смотреть начатое
строение и планы, которые показывал Его Высокопревосходительство Михаил
Михайлович Измайлов (московский главнокомандующий. - В. С.)". Известный
мемуарист Андрей Болотов подробно описал все эти сооружения: в центре -
роскошный павильон, "могущий вместить в себя великое множество особ
знаменитейших и дворянства", поблизости - большое круглое здание с
колоннами и навесами, "оное назначаемо было для обеденного стола", в
отдалении от главного павильона - "театр для увеселения публики
театральным безденежным представлением". "Подлый народ"
предполагалось развлекать во множестве ярмарочных балаганов, лавок,
всевозможных аттракционов. Украшали поле также несколько судов с полной
оснасткой.
Проект
Петровского путевого дворца был разработан М. Ф. Казаковым по поручению
императрицы летом того же 1775 года, а уже 28 ноября фактически приступили к
строительству, хотя официальная закладка состоялась только в июне 1776 года.
Руководитель реставрации дворца архитектор Г. Мудров отмечает, что в основу
проекта положена "палладианская" схема планировки. В центре ансамбля
- кубический объем, увенчанный ротондой. К равноценным по значимости фасадам
примыкают два двора: подковообразный парадный (западный) и прямоугольный
хозяйственный (восточный). Над воротами и оградой служебного корпуса -
декоративные башни разной высоты.
Исследователи
неоднократно отмечали общность стилистического решения Петровского дворца и
павильонов Ходынского поля. Идея Екатерины освободить Константинополь от власти
Порты и даже образовать Греческую империю, посадив на престол внука
Константина, пользовалась тогда большой популярностью. Изобразительный характер
архитектуры павильонов в значительной степени оказался присущ и дворцу.
Искусствовед М. Нащокина подметила здесь соединение древнерусских и готических
мотивов: попытка воплотить византийские формы. Россия как связующее звено между
Востоком и Западом - такова доминирующая идея архитектуры Петровского дворца. Во
время московского пожара 1812 года он сильно пострадал - полностью сгорел
главный дом. Ремонт по проекту архитектора
И.
Т. Таманского продолжался двадцать лет. Впоследствии в работах на дворце в
разное время участвовали О. Монферран, А. Менелас, Н. А. Шохин и другие. После
революции по постановлению ВЦИК от 10 ноября 1919 года Петровский дворец и все
находившееся в нем имущество передали Отделу по делам музеев (ОДМ). К тому
времени левое крыло уже заняли пулеметная команда и столовая общепита Совдепа.
Мебель и предметы убранства разошлись по разным музеям.
В
1920 году на имя заведующей ОДМ Н. И. Троцкой поступила записка А. В.
Луначарского: "Принимая во внимание громадное будущее, которое ждет
авиацию, я считаю в высшей степени целесообразным передать в ведение воздушного
флота Петровский дворец". Акт передачи датирован 24 июля 1920 года.
Арендатором стал Опытный аэродром. В 1923 году помещения дворца Красной Авиации
(так его назвали) заняла Военно-воздушная академия имени Н. Е. Жуковского. В
1927-1928 годах академия произвела многочисленные перестройки в интерьерах, а
наружный декор был утрачен почти на 80 процентов.
В
1998 году разработана и утверждена концепция реставрации, реконструкции и
приспособления памятника в качестве Дома приемов Правительства Москвы.
Собственно говоря, именно такую функцию он изначально и выполнял. Заказчиком
является ГУОП города Москвы, проект разработан ГУП ЦНРПМ и фирмой
"МАРСС". Ведутся реставрационные работы, которые в настоящее время
близки к завершению.
Список литературы
Для
подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://asm.rusk.ru/
|