Этнополитические образования Дагестана в IV – XII вв.
Этнополитические образования Дагестана в IV – XII вв.
Этнополитические образования Дагестана в IV – XII вв.
Доц. Шавлохова Е.С.
Кафедра философии и истории.
Горский государственный
аграрный университет
Рассмотрены
этнополитические образования Дагестана. Показано многообразие и преобладание
некоторых из них.
Этнополитические
образования Дагестана формировались в условиях активного взаимодействия на
протяжении ряда столетий оседлого коренного населения и многочисленных
пришельцев-завоевателей. В разное время тот или иной этнос оказывался под
властью кавказской Албании, Сасанидского Ирана, Хазарии или Арабского халифата.
По армянским источникам, в IV в. в Дагестане существовали 11 «царей»
(предводителей горцев) и «царь леков». К VI в. оформились следующие
политические объединения:
Лайран
(в горах на юге Дагестана южнее р. Самур),
Маскут
(плоскость на юге от Дербента по берегам р. Самур),
Лакз
(земли к северу от реки Самур и в бассейне р. Гюльгерычай),
Табасаран
(к северо-западу от Дербента в бассейне р. Рубас),
Филан
(территория Леваншинского плато),
Зирихгеран
(земли, населенные кубачинцами),
Серир
(в нагорном Дагестане, территория Аварского Койсу и Кара-Койсу).
Эти
объединения стали прообразами будущих государственных образований. После
распада арабского халифата и Хазарии в X-XII вв. на территории Дагестана
возникло множество этнополитических образований. Крупнейшим государственным
образованием, а также культурным и торговым центром был Дербентский эмират.
Эмир
и знать Дербента были арабского происхождения, в эмирате господствовали
арабский язык и ислам. Мусульманские правители арабского происхождения также
правили в Кайтаге, расположенном на северо-западе от Дербента (населяли Кайтаг
предки современных даргинцев). Кайтаг подчинил себе земли Филана и соседнего
Уркараха. В отличие от знати, население Кайтага и Уркараха оставалось
язычниками. Рядом с Кайтагом был расположен Зирихгеран с центром Кубачи,
являвшимся крупнейшим районом ремесленного производства и выделки оружия и
кольчуг. Его жители были язычниками. В южном Дагестане в бассейне реки Самур
продолжала существовать «страна лакзов» - Лакз (современные лезгины, агулы,
рутулы и др.), в котором благодаря проникновению ислама развился феодальный
строй. Лакз не был единым политическим образованием, он состоял из мелких
владений правителей – «маликов». В Центральном Дагестане по течению Кара-Койсу
располагался Гумик (Кумух). Жители Гумика до XI в. были христианами и лишь
позже приняли ислам. Первоначально Гумик включал ряд самостоятельных общин, но
к XII в. стал единым и одним из самых сильных владений в Дагестане. Наконец, в
Западном Дагестане сложилось сильное государственное образование – Серир, или
Сарир (центры – селения Тануси и Хунзах). Во главе серира стоял наследственный
царь – «авар» (по имени правителя VI в.). Правители Серира исповедовали
христианство. В XII в. Серир распался на мелкие владения, позже вошедшие в
Аварское ханство.
Дербенский
эмират – государство, возникшее на прикаспийском торговом пути с центром в
городе Дербент. Последний занимал ключевую позицию среди центров торговли в
Прикаспии.
11
Труды
молодых ученых № 1, 2008
|
Укрепленное поселение на месте Дербента возникло еще в VIII –
VI вв. до н. э. До IV в. нашей эры Дербент входил в состав Кавказской Албании.
В V – VI вв. сасаниды превратили Дербент в настоящую каменную крепость и порт.
Дербент был форпостом на Каспии. Любая экспансия соседних государств начиналась
с попыток овладения этим городом. С 735 г. Дербент стал военно-административным
центром Арабского халифата в Дагестане, а также крупнейшим торговым центром и
портом, очагом распространения ислама в Дагестане. Однако к X в. ислам
утвердился лишь в части плоскостных земель, южном предгорье и Табасаране.
В
IV – XII вв. на территории Дагестана проживало несколько десятков этносов,
говорящих на разных языках и диалектах кавказской языковой семьи (кроме тюркоязычного
населения Прикаспия). Помимо языковой близости их объединял однотипный
общественный строй. При зримых политических различиях (союзы вольных обществ –
джамааты и феодальные владения) общественный строй горцев имел общие
системообразующие черты кавказской горской цивилизации. Однотипным был и
хозяйственный уклад, в котором главенствовало отгонное скотоводство,
сочетавшееся с земледелием и домашними ремеслами.
Наиболее
многочисленным дагестанским этносом традиционно являлись аварцы. Процесс их
этнической консолидации в доордынскую эпоху только начинался, чему
способствовало политическое объединение. Еще в V в. на землях аварцев возникло
первое государство Серир. Название территории их проживания – Аварии произошло,
вероятно, от имени царя Серира Авара (VI в.). В XIII в. в центральной части
Хунзахского плато сложилось Аварское княжество с центром в г. Хунзах, которое к
концу XV в. объединяло значительную часть нагорного Дагестана. Правили Аварией
наследственные князья-нуцалы, которые были христианами-православными.
Христианская
Авария постоянно враждовала с соседними мусульманскими Кумухом и Кайтагом. В
результате войн с ними аварцы в начале XIV в. начали принимать ислам. В конце
XV в. в Аварии усилилась феодальная раздробленность и от княжества отделились
несколько самостоятельных владений (Чоглинское, а позже – Кутишинское
султанства). Соседние сельские общества находились в вассальной зависимости от
нуцалов Аварии, которые могли выставить около 20 000 воинов. Наряду с аварским
княжеством, в XII – XV вв. продолжали существовать многочисленные (около 40)
вольные общества аварцев: Андалал, Анцух, Гидатль, Гумбет, Карах и др. Аварское
княжество (с XV в., чаще именуемое ханством) и сельские общества находились в
союзных отношениях, основанных на различных соглашениях и общих обычаях
(адатах). Впоследствии часть обществ попала в зависимость от нуцалов, а
некоторые были поглощены ханством.
Список литературы
Для
подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://www.skgtu.ru/
|