Рефераты. Курсовая: Проблемы размещения производительных сил. Карпатский регион
Курсовая: Проблемы размещения производительных сил. Карпатский регион

Курсовая: Проблемы размещения производительных сил. Карпатский регион

Курсовая: Проблемы размещения производительных сил. Карпатский регион

Одесский государственный экономический университет

Размещение производительных сил

Курсовая работа

Тема:.

«Проблемы размещения производительных сил. Карпатский регион»

Одесса 1998 г.



содержание

стр.

Введение 3

Карпатский регион в государственном измерении 3

Экономический потенциал карпатского региона. Состояние, структура,
проблемы

4

Социальные проблемы карпатского региона 8

Экологическая ситуация в карпатском регионе 10

Общее социально-экономическое развитие Карпатского региона 11

Стратегические ориентиры развития карпатского региона и Региональные
приоритеты

13

Государственная программа социально-экономического развития Карпатского
региона как инструмент региональной политики

17



введение

Карпатский регион (Закарпатская, Ивано-Франковская, Львовская и
Черновицкая области) занимает площадь в 56,6 тыс. км2 (или 9,4 %
территории Украины), где проживают 6,5 млн. чел. (или 12 % ее
населения). Значительную часть территории региона занимают Украинские
Карпаты — уникальная горная экосистема на Западе нашего государства. В
силу ряда объективных и субъективных причин наметились (а в последние
годы — углубились) тенденции к социально - экономическому упадку края:
разбалансированы хозяйственные связи, прогрессирует безработица,
обостряются диспропорции в жизненном уровне населения в его горной и
равнинной частях, приближается к критической демографическая ситуация,
деградирует уникальная природа Карпат, запущены историко-культурные
ценности региона.

Эти и ряд других отрицательных явлений и тенденций (не говоря уже о
чисто производственных проблемах) являются, безусловно, следствием
непродуманной, а иногда — и авантюрной экономической политики советской
власти в предыдущие годы. Правда, ряд ошибок допущен уже в
посткоммунистический период, особенно — в осуществлении рыночных реформ
на уровне макроэкономического регулирования. Нужно также признать, что
сегодняшнее социально-экономическое состояние карпатских областей в
значительной степени, является следствием отсутствия четкой
государственной региональной политики в Украине.

Карпатский регион в государственном измерении

Уровень экономического развития Карпатского региона оценивается как
средний. По производству национального дохода в расчете на душу
населения только Львовская область превосходит среднереспубликанский
уровень, а Закарпатская вообще имеет самый низкий показатель в Украине.
Промышленный комплекс региона производит почти 12 % всей промышленной
продукции нашего государства; при этом удельный вес производимой здесь
продукции машиностроения и металлообработки составляет 10,9 %,
электроэнергетики — 7,1 %, химической и нефтехимической промышленности —
13 %, лесной, деревообрабатывающей и целлюлозно-бумажной промышленности
— 32,7 %, промышленности строительных материалов — 10,3 %. По выпуску
отдельных видов промышленной продукции (таких, как автобусы, телевизоры,
автопогрузчики, алмазный инструмент, сера, калийные удобрения, резиновая
обувь и др.) регион является монополистом на украинском рынке.

Имея самый низкий в Украине уровень землеобеспеченности в расчёте на
душу населения, всего 6,4 % площади сельскохозяйственных угодий и 5,3 %
пашни, Карпатский регион производит около 10 % валовой продукции
растениеводства и животноводства. В расчете на 100 га
сельскохозяйственных угодий здесь производится в 1,6 раза больше
продукций сельского хозяйства, чем в среднем по республике. Однако
показатель ее производства в расчете на душу населения отстает от
среднереспубликанского на 20 %. В целом эффективность сельского
хозяйства в регионе низка, а поэтому он не обеспечивает себя продуктами
питания. Низкими остаются урожайность сельскохозяйственных культур и
продуктивность сельскохозяйственного скота. Если брать за ориентир
Венгрию, то по сравнению с ней средняя урожайность зерновых и
зерно-бобовых в регионе ниже в 1,8 раза, сахарной свеклы —
соответственно, в 1,6, картофеля — в 2,5, а удой молока от 1 коровы — в
2 раза.

Следует отдельно отметить особое место Карпатского региона в
геополитическом контексте социально-экономического и внешнеполитического
развития Украины. Его географическое соседство с развитыми европейскими
государствами и теми странами, которые ускоренно интегрируются в ЕС,
всегда будет выступать благоприятным фактором для вхождения Украины в
многообразные международные экономические и политические структуры.

Экономический потенциал Карпатского региона.

Состояние, структура, проблемы

Природные ресурсы Карпатского региона (минерально-сырьевые, земельные,
лесные, водные и рекреационные) в существенной мере влияют на
формирование пространственной и отраслевой структур его хозяйственного
комплекса, тем самым определяя приоритетные направления развития
последнего. В целом их можно считать благоприятными для дальнейшего
развития производительных сил. Правда, сегодня нужно считаться с тем,
что запасы отдельных видов ресурсов исчерпываются а это, в свою очередь,
провоцирует появление социальных проблем, и в стратегическом плане
ставит вопрос поиска и вовлечения в хозяйственный оборот альтернативных,
конкурентоспособных видов природных ресурсов.

Созданный в регионе производственный потенциал, его структура и
эффективность являются прямым следствием реализации экономической
политики советской власти в западных областях Украины. За счет
экстенсивного наращивания производственных мощностей (и в первую очередь
— в природоэксплуатирующих отраслях) благодатный край был фактически
превращен в сырьевой придаток империи. Регион унаследовал от бывшего
СССР экономически неоправданную структуру машиностроения: в большинстве
случаев предприятия отрасли получали комплектующие детали из-за пределов
Украины, туда же поступала и основная масса ее готовой продукции. Если
же учесть высокую милитаризацию машиностроения, то теперь изменить его и
без того достаточно инертную структуру при отсталых технологиях нелегко.

Легкая промышленность карпатских областей, выпускает различные виды
тканей, швейные, чулочно-носочные изделия, верхний и бельевой трикотаж,
обувь и другие товары народного потребления. Удельный вес этой отрасли в
общем объеме производства промышленной продукции в Львовской области
составляет 12,6 %, в Закарпатской - 17,6 %, в Ивано-Франковской - 19,3 %
и в Черновицкой - 24,7 %.

Почвенно-климатические условия, благоприятные для производства
сельскохозяйственного сырья, обеспечили развитие в регионе начти всех
подотраслей пищевой промышленности — мясной, молокоперерабатывающей,
сахарной, спиртовой, плодоовощеконсервной, маслодельной, мукомольной,
крахмало-паточной, винодельческой и др. В общем объеме промышленной
продукции на эту отрасль в Львовской области приходится 12,9 %, в
Закарпатской - 17,6 %, в Ивано-Франковской - 19,3 % и в Черновицкой -
24,7 %.

В Карпатском регионе есть достаточная сырьевая база для развития
лесопромышленного комплекса: запасы древесины в расчете на душу
населения в 4 … 6 раз превышают средний показатель но Украине.
Лесопромышленный комплекс региона специализируется на изготовлении
мебели, мебельных заготовок, клееной и струганной фанеры,
древесно-стружечных плит, пиломатериалов, а также продукции лесохимии.
Более всего этот комплекс развит в Закарпатской области, где на него
приходится 18 % промышленной продукции. В Ивано-Франковской области
продукция лесопромышленного комплекса занимает 12,9 %., в Черновицкой -
8 %, а во Львовской - 4,6 % всего объема промышленного производства. В
структуре промышленной продукции региона доля этого комплекса постепенно
уменьшается.

Развитие в регионе промышленности строительных материалов опирается на
собственную сырьевую базу. Здесь находятся предприятия по производству
цемента различных марок, железобетонных конструкций и деталей, извести,
асбеста, кирпича, керамических блоков, черепицы, кафеля, строительного
стекла. В структуре промышленной продукции региона на промышленность
строительных материалов приходится 3 … 4 %.

В областях Карпатского региона есть все виды топливных ресурсов — нефть,
горючий газ, каменный и бурый уголь, торф, горючие сланцы, но их запасы
или незначительны, или исчерпываются. Крупнейшие объекты ТЭК
сосредоточены в Львовской и Ивано-Франковской областях. Так, в общей
промышленной продукции Львовской области топливно-энергетический
комплекс составляет 6,5 %, а Ивано-Франковской — соответственно, 14,5 %.

Химическое и нефтехимическое производство Карпатского региона включает
горно-химическую промышленность (добыча серы, калийных солей), основную
химию, промышленность химических волокон, лакокрасочную, химических
реактивов, пластических масс и изделий из них. В общей промышленной
продукции Львовской области химическая и нефтехимическая промышленность
занимает 6,3 %, Ивано-Франковской — соответственно, 12 %, Закарпатской —
1,7 % и Черновицкой — 6,8 %.

В строительном комплексе региона работает 6 … 8 % всего занятого
населения. В структуре капитальных вложений и введенных в действие
основных фондов этой отрасли преобладает производственная сфера. Для
дальнейшего совершенствования структуры хозяйства Карпатского региона
необходимо существенно перераспределить финансовые и
материально-технические ресурсы из всех источников в пользу развития
социальной инфраструктуры — тем, чтобы преодолеть отставание ее
материальной базы от нормативов и обеспечить наращивание ее потенциала,
исходя из надлежащих социальных стандартов.

Характерной особенностью аграрного сектора Карпатского региона является
высокий удельный вес подсобного хозяйства в общем объеме продукции
растениеводства и животноводства. Агроклиматические ресурсы областей
региона достаточны для возделывания большинства сельскохозяйственных
культур умеренных широт. Равнинные районы специализируются на
мясомолочном животноводстве, свиноводстве, птицеводстве, возделывании
зерна, картофеля, овощей и сахарной свеклы, предгорные — на мясомолочном
скотоводстве, льноводстве, возделывании зерна и картофеля, горные — на
мясомолочном скотоводстве и овцеводстве.

Анализ развития сельского хозяйства областей региона свидетельствует,
что за последние 5 лет низкая урожайность некоторых сельскохозяйственных
культур привела к снижению их среднегодового производства. Остается
низкой эффективность производства сельскохозяйственной продукции в
общественном секторе по сравнению с индивидуальным. Сокращается и
производство животноводческой продукции.

Проблема повышения урожайности сельскохозяйственных культур и
продуктивности животноводства чрезвычайно актуальна в контексте
обеспечения продуктами питания не только местного населения, но и
большого контингента отдыхающих.

Природно-ресурсный потенциал Украинских Карпат создает все возможности
для эффективного развития рекреационного комплекса. Живописные
низкогорные ландшафты, рельеф и климат, благоприятные для горнолыжного
спорта и отдыха, многообразнейшие (и в том числе — уникальные)
минеральные воды обусловливают высокий рекреационный спрос на регион. Он
оценивается более чем в 4 млн. чел. в год только для потребностей отдыха
и туризма (без учета кратковременного). Вместе с потребностями в
санаторно-курортном лечении на базе минеральных вод спрос на
рекреационные услуги оценивается, как минимум, в 6 млн. чел. в год.
Между тем, в 1993 г. в регионе функционировали 607 рекреационных
объектов общей вместимостью свыше 82 тыс. мест (или в 8 … 10 раз меньше,
чем в аналогичных зарубежных районах). Не соответствуют международным
стандартам и условия сервиса, инфраструктурное обеспечение. В целом
рекреационный потенциал региона используется только на 10 … 12 %.

В регионе действуют 18 высших учебных заведений, и в том числе — шесть
университетов, 110 научно-исследовательских, технологических и
проектно-конструкторских институтов, отделений, бюро, где выполняются
научно-исследовательские, опытно-конструкторские, технологические и
проектные работы. Здесь работают 730 докторов и 6,4 тыс. кандидатов
наук, что вместе составляет 8 % специалистов Украины с ученой степенью.
В регионе насыщенность докторами и кандидатами наук значительно меньше,
чем в среднем по Украине: на 10 тыс. работающих здесь приходится 24
высококвалифицированных специалиста (против, соответственно, 34).

Социальные проблемы Карпатского региона

Социальная ситуация в регионе имеет четкую тенденцию к обострению, что
является следствием общенационального экономического кризиса и просчетов
в социальной политике предыдущих лет. Но если на вопросы
материально-технического развития социальной сферы можно смотреть с
определенным оптимизмом, то ухудшение демографической ситуации уже
сегодня вызывает тревогу. Стремительно падает естественный прирост
населения, что на фоне его растущей смертности ведет к обострению
депопуляционных процессов, Наглядны в этом плане показатели по Львовской
области: в 1994 г. естественный прирост населения составил здесь всего
0,5 чел. в расчете на 1000 жителей. За счет растущих миграционных
перемещений впервые за последние десятилетия численность населения
области уменьшилась на 9 тыс. чел. Продолжается процесс его старения:
каждый пятый житель Львовской области — лицо пенсионного возраста.
Интересно, что за последние годы количество лиц пенсионного возраста
увеличилось во Львовской области на 5,7 %, а общая численность ее
населения — на 1,1 %. Подобные процессы наблюдаются и в других областях
региона. Если в ближайшие годы эти процессы не будут остановлены, то
любые экономические программы теряют смысл: их не будет кому и для кого
реализовывать.

В последние годы значительное обострение социальных проблем в Карпатском
регионе вызвано еще и фактором занятости его населения. Этот регион
всегда был трудоизбьггочным. Теперь же картина дополнилась появлением
официально зарегистрированных безработных, численность которых в 1993 г.
составила здесь 0,6 % всего трудоспособного населения. Кроме того, в
регионе сохраняется довольно высокий уровень скрытой безработицы,
который, по экспертным оценкам, достигает 30 — 35 %.

На фоне общего падения жизненного уровня народа Украины не является
исключением и Карпатский регион. Его жители имеют сравнительно низкие
среднедушевые доходы, основной компонент которых — заработная плата
рабочих и служащих и оплата труда колхозников — растет здесь более
медленными темпами, чем в среднем по стране.

Структура потребления характеризуется постепенным увеличением денежных
расходов населения на приобретение товаров и уменьшением удельного веса
услуг. Из-за этого сегодня мы имеем деформированную структуру личного
потребления жизненных благ, в которой доминирующими являются расходы на
питание, а в их составе — на продукты растительного происхождения.
Области региона (кроме Львовской) занимают ведущее место в государстве
по потреблению наименее ценного в биологическом отношении продовольствия
— хлеба и хлебопродуктов. Для сравнения: в большинстве развитых стран
мира удельный вес расходов на питание, одежду и обувь составляет 15 … 20
% семейного бюджета. В Карпатском регионе этот показатель в 3,5 … 4 раза
выше. В развитых странах такая картина наблюдалась 70 … 100 лет назад.

Не менее важна для региона проблема развития материально-технической
базы социальной инфраструктуры. На сегодняшний день существует
значительный разрыв между нормативными показателями и фактическим
уровнем обеспеченности населения объектами социальной сферы. Так,
обеспеченность детскими дошкольными учреждениями достигает в
Закарпатской области 41,6 %, в Ивано-Франковской — 58,3 %, Львовской —
45,6 % и Черновицкой — 74,4 %, а амбулаторно-поликлиническими
учреждениями — соответственно, 75 %, 57,2, %, 69,5 % и 64,4 %.
Следовательно, можно констатировать, что население региона проживает в
условиях социального дискомфорта.

Экологическая ситуация в Карпатском регионе

Для большей части Карпатского региона характерны существенная
антропогенная трансформированность ландшафтов и значительная
загрязненность среды. Хотя, в. отличие от других регионов Украины
(таких, как Донбасс, Приднепровье), распространение загрязнения не носит
здесь общего, плоскостного характера. Однако в некоторых местах
сформировались стабильные очаги угрожающего экологического состояния
(например, в пределах Дрогобычской агломерации — Дрогобыч, Борислав,
Стебник, Трускавец, где развитые горно-химическая,
нефтеперерабатывающая, лакокрасочная и другие отрасли промышленности
ставят под угрозу развитие курортного хозяйства; аналогичная ситуация
сложилась и в пределах Львовско-Волынского угольного бассейна, в зонах
влияния Яворовского и Раздольского ПО «Сера», Калушского ПО «Ориана»).

В последние годы, вследствие нарушения режима производственных
процессов, в Карпатском регионе значительно возросла угроза
возникновения экологических аварий и катастроф. Кроме того, нужно
считаться и с тем, что почти четвертая часть его населения проживает в
зонах с повышенным экологическим риском функционирования промышленных
объектов, которых в регионе почти 250.

По загрязненности воздуха и вод регион занимает 4-е, а по загрязненности
почв минеральными удобрениями и пестицидами — соответственно, 1-е и 2-е
места. Относительно высокая загрязненность воздуха обусловлена наличием
на его территории отдельных агрессивных производств. К другой группе
концентрированных выбросов в атмосферу вредных веществ относятся крупные
города региона, где выбросы автотранспорта составляют 60 … 70 % их
общего количества. С учетом относительно небольшой площади городов и их
густой застройки, традиционно сложившейся в старых городах, здесь
влияние этого фактора может быть ощутимее, чем в индустриальных, но
значительно более просторных, городах Востока и Юга Украины.

Дефицит надежных источников, водообеспечения обусловил отсутствие в
регионе крупных водоемких производств. Это в некоторой степени
обусловило относительно низкие показатели загрязненности воды на его
территории по сравнению со средним по Украине. Так, потребление свежей
воды достигает здесь 1,1 млрд. м3 в год (что составляет только 3,6 % ее
общереспубликанского потребления), а объем оборотной и последовательно
используемой воды несколько выше, чем в среднем по Украине (91 % против
80 %). Состояние водообеспечения большинства карпатских населенных
пунктов с каждым годом ухудшается вследствие преобладания экстенсивных
подходов к наращиванию объемов водоснабжения, при неэффективном
организационно-экономическом и отсталом техническом обеспечении
водохозяйственной деятельности.

Особую тревогу вызывает высокая загрязненность почв региона минеральными
удобрениями и пестицидами, которой в значительной мере способствует
отраслевая специализация его сельского хозяйства на производстве овощей
и технических культур, а особенно — некоторых ранних сортов овощей и
фруктов (Закарпатье).

Определенную дестабилизацию в экологическую ситуацию региона и курортных
зон вносит, в частности, неограниченная вырубка лесов. Вследствие
обезлесения склонов активизируются оползневые процессы, увеличивается
количество паводков на горных реках, меняется микроклимат. Облесение
вырубок монокультурой ели приводит к частым буреломам.

Таким образом, экологическая ситуация в Карпатском регионе является
довольно напряженной. Если учесть курортную ценность этой территории, то
проблема ее экологической, безопасности является одной из первоочередных
для практического решение.

Общее социально-экономическое развитие

Карпатского региона

Объективный анализ развития производительных сил региона в сочетании с
оценкой сегодняшней экономической ситуации дает реальное представление о
достигнутых уровне и эффективности социально-экономической структуры.
Отдавая должное тому, что сделано в предыдущие годы, нужно откровенно
констатировать, что вследствие нерациональной экономической политики, и
непродуманных действий в регионе сложилась деформированная экономическая
система, которая в целом социально непривлекательна, экологически опасна
и экономически неэффективна. За последние годы здесь накопилось много
социально-экономических проблем, острота и необходимость решения которых
со всей силой проявились в наши дни. Оценивая ситуацию в регионе по
критериям цивилизованных наций, изыскивая наиболее оптимальные пути к
его процветанию и прогрессу, нужно считаться с теми отрицательными
явлениями и фактами, которые имеют место в данном случае.

Социально-экономическая структура Карпатского региона характеризуется
производственной однобокостью: почти 3/4 работающих заняты в
производственной сфере, что говорит о социально неблагоприятном
характере его экономики.

Существуют ощутимые территориальные диспропорции в развитии региональных
производительных сил, которые проявляются в гипертрофированном развитии
равнинной части региона (особенно — некоторых промышленных узлов) и
социально-экономической отсталости его горных районов.

Машиностроение как одна из профилирующих отраслей является глубоко
милитаризированной и из-за преимущественно сборочного типа производства
имеет слабые внутрирегиональные кооперативные связи, что делает ее
крайне уязвимой в кризисные периоды.

Промышленность региона является эколого-опасной, а отдельные
производства и отрасли с отсталыми технологиями — вообще не совместимыми
с природой края. Ориентация некоторых отраслей промышленности (особенно
- машиностроения) на привозное сырье (комплектующие) и ускоренные темпы
развития природоэксплуатирующих отраслей (лесоводства, добычи серы,
калийных солей, нефти, газа, угля) сделали региональную экономическую
систему малопригодной к выживанию в критических ситуациях.

В регионе четко прослеживается тенденция к резкому ухудшению
демографической ситуации: увеличивается смертность, падает естественный
прирост, идет процесс старения населения. С учетом
национально-этнографического менталитета жителей Карпатского края
существует реальная угроза генофонду нации.

Постепенно обостряется социальная ситуация, связанная с проблемами
безработицы и занятости населения региона, которую усиливает еще и тот
факт, что здесь уже давно имел место избыток трудовых ресурсов.

Экономический ущерб, нанесенный природе Карпатского региона в предыдущие
годы, расточительство и бесхозяйственность повлекли за собой
значительное ухудшение состояния окружающей среды, вызвали деградацию
уникальной природы Карпат.

Стратегические ориентиры развития Карпатского региона и

региональные приоритеты

Анализ географических, природных, исторических и экономических условий
показывает, что на этапе становления государственности Украины и
вхождения ее в мировое сообщество Карпатский регион имеет уникальный
шанс стать своеобразным полигоном, где разумная экономическая политика
может успешно сочетать региональные, государственные и международные
интересы страны, обеспечив при этом и прогресс в его
социально-экономической жизни. Следовательно, речь идет о выборе
правильного стратегического курса в развитии региона. Если
руководствоваться тем, что Карпаты являются географическим центром
Европы, а в природном отношении — уникальной экосистемой на Западе
Украины, то при формировании политики освоения этого края необходимо
разумно использовать его геополитические преимущества и сохранить
экологический феномен территории. Иначе говоря, будущая
социально-экономическая модель Карпат должна быть экономически выгодной
для Украины и экологически совместимой с прилегающими территориями
соседних стран.

Сегодня можно достаточно уверенно утверждать, что исключительный акцент
на развитии в регионе промышленности вряд ли оправдает себя.
Технологический «бум» нам пока не «угрожает», а следовательно,
производительность труда и конкурентоспособность продукции еще долго
будут оставаться низкими. Кроме того, с эскалацией производства будет
обостряться экологическая ситуация, что будет забирать и без того
ограниченные ресурсы. Таким образом, нужно выработать нестандартные ходы
и решения при выборе приоритетов и конкретных сфер, развитие которых бы
обеспечило прогрессивные изменения в экономической жизни региона,
ускорило и направило рыночные реформы в необходимое русло, что, в свою
очередь, будет инициировать приток капитала (и в том числе —
иностранного). При выборе такой стратегия важно предусмотреть и учесть
действие тех факторов, которые обусловливают специфику региона и создают
преимущества его стартовых условий для прогрессивных
социально-экономических преобразований.

С учетом имеющихся в Карпатском регионе природного, экономического,
научного и технического потенциалов, его исторических и географических
особенностей, стратегическая цель перспективного развития территории
заключается в том, чтобы на основе оптимального использования природы,
материально-технических, трудовых и интеллектуальных ресурсов создать
эффективную экономическую систему рыночного типа, которая обеспечит
материальное благосостояние населения и экологическую безопасность
Карпатского края.

Достижение поставленной цели усматривается в поэтапной реализации
первоочередных задач. На ближайший период основными приоритетами
регионального развития Карпатского края должны стать: рекреационный
комплекс; АПК; лесопромышленный комплекс; машиностроение;
непроизводственная сфера (особенно — в горной части региона); охрана
окружающей среды, сохранение и восстановление историко-культурного
наследия.

Создание необходимых условий для. развития этих отраслей и сфер
Человеческой деятельности обеспечит подъем его общего
социально-экономического уровня, который должен определяться не только
общегосударственными интересами, но и потребностями и интересами самого
региона — субъектов хозяйствования, которые здесь размещены, и
населения, которое здесь проживает.

Для развития Карпатского региона приоритетным является освоение его
курортного потенциала. Для подтверждения обоснованности этого выбора
можно привести следующие основные аргументы.

Наличие природно-ресурсной базы. В регионе насчитывается свыше 800
источников и скважин лечебных минеральных вод всех известных типов
(многие из них - уникальны), запасы которых достаточны для ежегодного
оздоровления более 7 млн. чел. Но сегодня уровень их использования не
превышает 15 %. Разведаны также значительные запасы лечебных грязей и
озокерита. Эти ресурсы - в сочетаний с благоприятными климатическими
условиями - служат природной базой для развития санаторно-курортного
дела в регионе.

Мощный потенциал для развития различных видов туризма. Живописные
ландшафты, рельеф Карпат создают благоприятный фон для кратковременного
отдыха. Они не имеют альтернативы в Украине в отношений развития
горнолыжного спорта на уровне мировых стандартов. Расчеты показывают,
что одноразовая предельная рекреационная вместимость региона составляет
2,2 млн. чел., тогда как годовая — 8 млн. туристов и отдыхающих, а также
12 млн. экскурсантов и туристов выходного дня. Даже при 50-процентном
уровне этих показателей значительный диапазон для перспективного роста
туризма в регионе сохраняется.

Выгодное географическое положение. Карпатский регион находится в центре
Европы. Через него проходят многообразные связи. Его неплохая
транспортная доступность является благоприятным фактором для привлечения
контингента отдыхающих не только из восточных регионов, но и из
европейских стран. Карпаты могут служить своеобразным полигоном для
дислокации, центров международного бизнеса, что будет стимулировать рост
коммерческого и делового туризма.

Фактор территориального разделения труда. Фактически в Украине есть 2
региона, условия которых позволяют обеспечивать удовлетворение
общественных потребностей в рекреационных услугах: Черноморско-Азовский
и Карпатский. На фоне перегруженности первого из них и при растущем
спросе на оздоровление и отдых Карпаты выступают практически
единственной территорией, которая может реализовать неудовлетворенный
спрос населения на эти услуги.

Последствия Чернобыльской аварии. Сравнительно высокая экологическая
безопасность региона и наличие в нем крупных запасов минеральных вод для
лечения радиационных заболеваний обусловливают потребность в создании в
Карпатах широкой сети специализированных здравниц для населения,
пострадавшего от радиоактивного загрязнения.

Экологический феномен территории. С одной стороны, по сравнению с
другими регионами природа Карпат понесла меньшие потери и во многих
местах сохранила свое первобытное состояние. А это очень важно для
многообразных форм отдыха и туризма. С другой стороны, исключительно
важное климато- и водорегулирующее значение Карпат как для Украины, так
и для соседних европейских государств обусловливает остроту вопроса
сохранения уникальной природы края. Если отбросить чисто Консервативные
варианты выполнения этой задачи, то туризм и отдых в экологически
обоснованных пределах могут выступать активной формой обеспечения
экологической безопасности Карпат.

Социально-экономическая специфика гор. В горных районах четырех
карпатских областей проживают около 1,3 млн. чел. (то есть около 20 %
всего их населения, из них треть — на высоте в 500 м и выше). Горы
создают специфические, чрезвычайно сложные условия для проживания и
хозяйствования (особенно — в сельском хозяйстве), поэтому здесь
чрезвычайно остро, стоит проблема занятости, и как следствие — низок
уровень материального благосостояния жителей гор. Ослаблению этих и
других отрицательных процессов за счет расширения сфер занятости и
развития инфраструктуры будет способствовать развитие туризма с
соответствующей организацией обслуживания, к которым может быть
привлечено местное население. В данном контексте разумной альтернативы
рекреации просто не существует.

Экономическая конкурентоспособность рекреационной сферы. Мировой опыт
показывает, что туризм является высокорентабельной отраслью народного
хозяйства. Например, в Испании он дает 17 млрд. долл США., что равно 30
% доходов от ежегодного экспорта этой страны, в Италии туризм
обеспечивает 11 %, а в Дании и в Австрии -— 8 % прибылей, поступающих от
экспорта товаров за границу. Безусловно, пока показатели экономической
результативности отечественного туризма далеки от зарубежных, хотя в
Карпатах есть отдельные центры, в хозяйственной структуре которых
рекреационная отрасль является ведущей. В целом сегодня Карпатский
регион занимает второе место в Украине по объему доходов от
рекреационной сферы (22 % от суммарного показателя по Украине) и
уступает только Крыму (соответственно, 42 %), опережая Причерноморье (17
%) и Приазовье (13 %).

Можно привести еще ряд убедительных аргументов в пользу рекреационной
ориентации перспективного развития Карпатского региона. Но это ни в коей
мере не означает, что, форсируя экономические процессы в данном
направлении, мы сразу же достигнем желаемых результатов. Здесь
необходимы взвешенные решения и продуманные практические действия.
Поэтому развитие рекреации в регионе рассматривается в контексте
структурной перестройки его хозяйственного комплекса, в перспективной
модели которого эта отрасль должна стать одной из профилирующих. Именно
такие ориентиры заложены в Государственную программу
социально-экономического развития Карпатского региона, которая должна на
практике реализовать идею обеспечения социально-экономического прогресса
его территории через государственную поддержку приоритетных секторов
региональной экономики, и в первую очередь — рекреации.

Государственная программа социально-экономического развития

Карпатского региона как инструмент региональной политики

Государственная программа социально-экономического развития Карпатского
региона разработана Институтом региональных исследований НАН Украины,
совместно с Министерством экономики Украины, Закарпатским,
Ивано-Франковским, Львовским и Черновицким облисполкомами. Ее цель
заключается в создании необходимых правовых экономических и
организационных условий для обеспечения практических результатов в деле
стабилизации и улучшения социально-экономической ситуации в регионе, для
формирования — на основе рационального, использования ресурсного
потенциала территории — эффективной экономической системы рыночного
типа, которая гарантировала бы приближенный к мировым социальным
стандартам уровень материального благосостояния и проживания людей, а
также экологическую безопасность края.

Статус программы как государственной обусловливает ее ориентацию на
первоочередную реализацию именно государственных интересов в Карпатском
регионе. Иначе говоря, она должна стать практическим инструментом
воплощения государственной, региональной политики на этой территории.
Поэтому в программу включены меры и проекты, которым государство
гарантирует свою поддержку, которая может выступать в двух формах: режим
полного государственного содействия (финансовое, и ресурсное
обеспечение, финансово-кредитные и налоговые льготы исполнителям); режим
частичного государственного содействия (финансово-кредитные и налоговые
льготы исполнителям). Проблемы же местного значения решаются на
локальном уровне силами региона.

Для Карпатского региона особенно острой является проблема горных
районов. Комплекс вопросов, нуждающихся в первоочередном решении,
получил отражение во всех подпрограммах. Между тем, очевиден факт, что
горные районы должны иметь специальный статус, которым бы законодательно
закреплялись необходимые льготы и социальные гарантии их жителям. В этой
связи очень важное значение имеет принятый Верховным Советом Закон
Украины «О статусе горных населенных пунктов Украины».

В программу вошли наиболее значимые меры и проекты, которые в силу
определенных причин (и в первую очередь — из-за отсутствия
материально-финансового обеспечения) не реализовались в рамках уже
существующих программ. Источниками финансирования программы служат
государственный бюджет; местные бюджета; внебюджетные фонды; средства
предприятий, учреждений и организаций; зарубежные инвестиции. В общем
объеме ее финансирования государственный бюджет занимает 33,6 %,
средства предприятии — 25,2 % и местные бюджета — 22,8 %. Наибольший
удельный вес государственный бюджет занимает в общей стоимости
подпрограмм «Развитие агропромышленного комплекса» (43,2 %),
«Экологическая безопасность» (53,8 %); «Культурное развитие» (74,4 %),
«Развитие науки» (79,8 %). В то же время на развитие рекреационной
индустрии из государственного бюджета предусматривается 27,1 %,
социальной сферы — соответственно, 26,2 % и нефтегазового комплекса —
26,8 %. Развитие лесопромышленного комплекса будет финансироваться
исключительно за счет средств предприятий. Из общей суммы финансирования
на Закарпатскую область выделено 40,1 %, на Ивано-Франковскую — 29,9 %,
на Львовскую — 16,7 % и на Черновицкую — 11,8 %.

Достижение программной цели ориентировано на 2010 г. Реально
прогнозируемым является ближайший 5 … 6-летний период, в течение
которого поставленные цели поддаются декомпозиций с более или менее
точным обоснованием путей и средств их достижения, а также с
предвидением результатов. На более отдаленную перспективу возможна лишь
постановка достаточно обобщенных целевых ориентиров, с прогнозным
сценарием действий по их реализации.

Опыт разработки Государственной программы социально-экономического
развития Карпатского региона показывает, что при новаторских подходах к
управлению их реализацией, такие программы могут стать эффективным
инструментом государственной региональной экономической политики в
Украине.



Список использованной литературы:

Большая советская энциклопедия, М., Советская энциклопедия, 1978.

Журналы «Капитал» за 1996 … 1998 г.г.

Газета «Экономика Украины» за 1995 … 1998 г.г.

/ 14

Рефераты. Курсовая: Проблемы размещения производительных сил. Карпатский регион
Рекомендуем


Рефераты. Курсовая: Проблемы размещения производительных сил. Карпатский регион