Доклад: Результаты экономических преобразований стран с переходной экономикой
Доклад: Результаты экономических преобразований стран с переходной экономикой
Результаты
экономических преобразований стран с переходной экономикой
Успех
проведенных рыночных реформ следует оценивать с позиций выхода стран на
траекторию экономического роста. В странах, где реформы должны были преодолеть
кризис и инфляцию, наиболее быстро справились со своими задачами (Польша,
Венгрия, Чехия и Словакия, Хорватия). Румынии помогло наличие нефтяных
ресурсов, продажа которых позволила осуществить менее болезненно
стабилизационные процессы. В Польше, Чехии, Венгрии и Словакии краткость
стабилизационного периода во многом предопределялась реформами, проведенными в
период рыночного социализма.
Однако были
страны, где спад не прекращался. Стабилизация вела лишь к его замедлению.
Зачастую это было вызвано непоследовательностью в проведении рыночных реформ.
Такая ситуация характерна прежде всего для России, Украины, Белоруссии,
Болгарии.
В странах,
развивающихся по эволюционному пути, наибольших успехов достигли Китай и
Вьетнам, в которых ход реформ сопровождался ростом. У Китая за последнее
десятилетие ВВП почти удвоился, что создало образ «китайского чуда».
В экономической
литературе часто противопоставляют шоковый и эволюционный варианты, при этом
предпочтение дается пути, по которому пошел Китай. Предполагается, что выбор
стран так называемого шокового варианта был неудачным.
Ценой реформ
шокового варианта является потеря ВВП от 1/3 до половины.
Шоковый вариант
реформирования экономики — есть плата страны за запаздывание с рыночными
преобразованиями, что привело к потере государственного контроля за ходом
воспроизводства. Плавное вхождение в рынок возможно при своевременности
рыночных реформ и применения сформированной комплексной программы рыночных
преобразований. Такая программа должна была:
• четко
разграничить функции рынка и «плана», характерные для смешанной экономики (иной
она и не могла быть в силу невозможности сразу уйти от всесилия государственной
собственности);
• усиленно поддерживать
новый альтернативный сектор экономики, и прежде всего малый и средний бизнес.
Только при достижении успехов альтернативной экономики следует проводить
постепенную приватизацию;
• определиться
в понятии эффективный собственник, рождению которого должен быть подчинен
приватизационный процесс;
• активно
проводить структурную политику, содействуя формированию новой
пропорциональности в национальном хозяйстве;
• ограничить
всевластие спекулятивного капитала, который особенно разрастался на начальных стадиях рыночной трансформации,
и подчинить государственный контроль задаче обеспечения выгодности реального
сектора не в отдаленном будущем, а хотя бы в среднесрочной перспективе;
• расширить
сферу государственного контроля на микроэкономические процессы, соединив
макроэкономическую стабилизацию с реформированием предприятий и их менеджмента,
с запуском механизма банкротств;
• предусмотреть
в таких программах блок коррекции реформ с учетом сложившегося менталитета
народа. Только в этом случае последний не будет отторгать реформы и станет их
активным участником.
В либеральной
модели рыночных преобразований на авангардные позиции выдвигается
кредитно-денежная и финансовая политика, ориентированная на достижение
финансовой стабилизации, необходимой предпосылки для перехода к экономическому
росту. В экономике переходного периода для осуществления глубоких и масштабных
институциональных преобразований экономические функции государства не могут
быть втиснуты в русло только кредитно-денежной и финансовой политики.
Государству приходится решать гораздо более широкий крут проблем.
Стремительный уход государства из экономики в
Россииской Федерации привел к институциональному вакууму, что в немалой мере
способствовало криминализации экономической деятельности, нарастанию
экономического кризиса, унаследованного еще от прошлого. Экономика оказалась
неуправляемой, объекты государственной собственности — бесхозными, доступными
для спонтанной приватизации. Таков был итог скоростного использования
либеральной модели на начальных этапах преобразований, что и породило
корректировку деятельности государства в последующий период.
Ставка на
невидимую руку рынка оказалась несостоятельной. В современных условиях речь
идет не о свободной модели рыночной экономики, давно канувшей в Лету в развитых
странах, но о становлении смешанной рыночной экономики с многообразными
функциями государства как макросубъекта рыночных отношений.
Страны Восточной Европы, добившись первых
устойчивых шагов финансовой стабилизации, усилили роль государства в
формировании рыночной трансформации. Им удалось не допустить бесплатной
передачи государственной собственности бывшей номенклатуре и теневикам,
реализовать принцип эффективности при проведении приватизации, что позволило
уменьшить потери от реформирования экономики и расхищения собственности.
Проблемы
вхождения России в систему современного МХ
Проблема
интеграции России в мировую экономику имеет огромную актуальность. По мнению
многих специалистов, эти страны обладают рядом специфических черт и преимуществ,
позволяющих с успехом интегрироваться в мировое хозяйство. К ним относятся:
огромные
сырьевые богатства;
квалифицированная
и сравнительно дешевая рабочая сила;
большие
масштабы накопленных основных фондов;
мощный
научно-технический потенциал.
Однако процесс
интеграции России в мировое хозяйство сдерживают стратегические слабости
российской экономики, сводящие к нулю эффект от конкурентных преимуществ. К
данным слабостям следует отнести:
отсутствие
полноценной системы финансовой, организационной, информационной поддержки
экспортеров;
нерациональная
структура экспорта и импорта;
спад
производства, непродуманная конверсия ВПК, что ведет к потере традиционных
рынков;
ориентация
НИОКР на военные исследования;
изношенность и
моральное устаревание основных фондов;
нестабильность
в экономике и политике.
Таким образом,
для преодоления разрыва, отделяющего РФ от мировых лидеров, и сокращения
времени перехода к рыночной экономике, интеграции в систему мирохозяйственных
связей необходимо:
1) установление
стабильного политического режима; 2) развитие
и совершенствование рыночного
механизма хозяйствования; 3) всемерное привлечение и эффективное
использование иностранных инвестиций путем создания благоприятного
инвестиционного климата; 4) проведение активной внешнеторговой политики,
сочетающей экспортоориентированность производства с импортозам е ще н нем; 5)
стимулирование экономического развития по пути НТП; 6) вступление в
международные организации, присоединение к международным конвенциям и другим
источникам международного права.
На решение
вышеназванных проблем и направлена экономическая реформа, составной частью
которой является реформа внешнеэкономической деятельности (ВЭД). Преобразование
ВЭД в ходе реформ включает в себя отмену государственной монополии внешней
торговли; постепенную замену административных (нетарифных) методов
государственного регулирования внешнеэкономических связей тарифными;
формирование современной структуры стимулирования, кредитования и страхования
экспорта; обеспечение конвертируемости национальной валюты; создание
благоприятных условий для притока иностранных инвестиций в экономику. Одной из
главных целей реформы ВЭД является постепенный переход к экономике открытого
типа.
Список
литературы
Для подготовки
данной работы были использованы материалы с сайта http://www.shpori4all.narod.ru/
|