|
Доклад: Машиностроение
Доклад: Машиностроение
Машиностроение
(география машиностроения, классификация отраслей)
С точки зрения особенностей размещения производства и степени расчленения технологического
процесса отрасли машиностроения классифицируются следующим образом:
- тяжелое машиностроение, в том числе энергетическое
- общее машиностроение (без автомобилестроения)
- локомотивостроение
- судостроение
- вагоностроение
- с/х машиностроение (без тракторостроения)
- среднее машиностроение
- автомобилестроение
- тракторо-, в том числе танкостроение
- станкостроение
- наукоемкое машиностроение (группа отраслей по производству точных машин, механизмов, приборов, инструментов)
В зависимости от целевого назначения выпускаемых машиностроением машин оно
делится на тяжелое, легкое и среднее.
Тяжелое машиностроение производит металлургическое (блюминги, слябинги, прокатные станы), горно-шахтное, подъемно-транспортное оборудование. Для тяжелого машиностроения характерны предприятия полного цикла: заготовка, механическая обработка, сборка. Тяжелое машиностроение ориентируется на металлургические базы и на потребителя. Классическими примерами тяжелого машиностроения являются Урал и Сибирь: Екатеринбург, Орск, Новокузнецк, Кисилевск, Иркутск (производство драг)
Энергетическое машиностроение, несмотря на металлоемкость, ориентируется на квалифицированные кадры и научно-исследовательские базы. Производит паровые турбины, гидротурбины, атомные реакторы, аккумуляторы, трансформаторы, оборудование для ЛЭП, генераторы.
Производство турбин:
- Санкт-Петербург (гидротурбины, генераторы)
- Москва (Динамо)
- Екатеринбург
- Новосибирск (турбины ТЭЦ)
- Волгодонск – "Атоммаш" (Ростовская область)
- Под Санкт-Петербургом – в Колпино – "Ижорский"
Производство котлов:
- Таганрог
- Белгород
- Подольск
- Барнаул
Кузнечно-прессовое оборудование и тяжелые станки:
- Коломна
- Воронеж
- Ульяновск
- Новосибирск
Общее машиностроение.
Локомотивостроение исторически возникло в центре (Коломна), где была ж/д сеть и затем продвинулась к источникам сырья (Донбасс). До распада СССР тепловозы производились на Украине, а
электровозы – в России (после распада осталось и производится 85% советских электровозов в Новочеркасске).
Тепловозы:
- Коломна – магистральные тепловозы
- Людиново (Калужская область)
- Муром + электровозы (Владимирская область)
- Брянск
Вагоностроение концентрируется в европейской части, хотя зародилось на Урале.
- Грузовые вагоны – Нижний Тагил, Калининград, Новоалтайск, Улан-Удэ
- Цистерны – Нижний Тагил, Саранск
- Вагоны-рефрижераторы – Брянск, Тверь
- Пассажирские вагоны – Санкт-Петербург (мягкие), Тверь (цельно-металлические)
- Вагоны метро – Мытищи, Санкт-Петербург
Электропоезда:
- Торжок (Калининградская область)
- Демихово (под Орехово-Зуевым)
Трамваи:
- Усть-Катав (Челябинская область)
Троллейбусы:
Контейнеровозы:
- Абакан
- Тверь – двух ярусные вагоны-платформы – перевозка автомобилей
Судостроение – привязано к морским побережьям или устьям рек. Заводы
специализируются на выпуске судов определенного типа и назначения (танкеры,
сухогрузы, контейнеровозы, рыболовные, пассажирские суда, рефрижераторы, паромы)
Судостроение
Сельскохозяйственное машиностроение тяготеет к районам потребления.
Производство зерноуборочных комбайнов:
- Ростов-на-Дону – "Россельмаш"
- Тагонрог
- Сызрань
- Омск
- Красноярск
Производство льноуборочных комбайнов:
- Бежецк (Тверская область)
Картофелеуборочные комбайны:
Сахарнотростниковые и силосоуборочные комбайны:
Рисоуборочные комбайны:
Среднее машиностроение.
Автомобилестроение четко специализируется на выпуске отдельных машин. Производство легковых автомашин составляет 80% и, соответственно, 20% – грузовых. В перспективе эта пропорция будет сохраняться.
Грузовые машины:
- Москва – ЗИЛ
- Нижний Новгород – ГАЗ
- Набережные Челны (Татарстан) – КАМАЗ
- Миасс (Челябинская область) – Урал-ЗИЛ
- Ульяновск – УАЗ
Легковые автомашины:
- Москва – ЗИЛ, ПО Москвич
- Нижний Новгород – ГАЗ, FIAT
- Тольятти – ВАЗ – 70% производства легковых автомобилей по стране
- Ижевск – ИЖ
- Илабуга (Татарстан) – ОКА, OPEL ASTRA
- Серпухов – ОКА
- Ростов-на-Дону – DAEWOO
Автобусы разной вместимости:
- Ликино – ЛИАЗ
- Галицино – Мерседес
- Тушинский – Икарус
- Завод ЗИЛ – BMW, Неоплан
- Павлово - ПАЗ
- Курган – КАЗ
- Краснодар – "Кубань"
Станкостроение – техническая база машиностроения, ориентирующаяся на квалифицированные кадры. В то же время это трудоемкое производство, размещающееся почти повсеместно.
Производит крупные станки-автоматы, полуавтоматы, токарные, винторезные, фрезерные, шлифовальные, агрегатные станки, станки с программным управлением, станочные линии и др.
Предприятия размещены в крупных областных центрах:
- Москва
- Санкт-Петербург
- Рязань
- Самара
- Екатеринбург
- Новосибирск
Тракторостроение ориентируется на районы потребления и отчасти на металл.
Первые заводы были построены в Челябинске, Волгограде, Харькове.
Для с/х выпускаются тракторы специальных типов и модификаций для различных природных зон:
- Липецк
- Владимир (легкие)
- Чебоксары (тяжелые)
- Рубцовск (Алтайский край)
- Казань (садово-огородные тракторы)
Треловочные:
- Санкт-Петербург
- Петрозаводск
Наукоемкое машиностроение:
- Электротехническое – телевизоры
- Приборостроение
- Электротехника – ЭВМ и другие сложные машины
Н/м размещается в центрах с высокой квалификацией труда и научно-исследовательскими
базами. Это – трудоемкое и наукоемкое производство. Центры:
- Москва
- Санкт-Петербург
- Нижний Новгород
- Александров (Владимирская область)
- Муром (Владимирская область)
- Киржал (Владимирская область)
- Рязань
- Орел
- Смоленск
- Воронеж
- Ульяновск
- Новосибирск
Авиационная промышленность – общее машиностроение:
- Москва
- Воронеж
- Самара
- Казань
- Ульяновск
- Смоленск
- Саратов
- Таганрог
- Омск
- Новосибирск
|