Рефераты. Внешнеэкономические связи    Индии
Внешнеэкономические связи Индии

Внешнеэкономические связи Индии

Внешнеэкономические связи Индии


[1]И-
25 - [1]ИСписок
использованной литературы. 1.
Индия. Международные отношения. А.Е.
Борисов В.Л.
Корнеев А.В.
Муравьев 2.
Государственный сектор в экономике развивающихся стран. С.А.
Сосна 3.
Инвестиционный процесс в развивающихся странах. Е.Д.
Черевик 4.
Освободившиеся страны :
роль внешнеэкономических связей
в
развитии. С.И.
Илларионов 5.
Индия. Очерки экономической истории. ред.
С.М. Мельман 6.
Индия. Ежегодник.
- 26 - [1]И
СОДЕРЖАНИЕ 1.
ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКОЙ ПОЛИТИКИ ИНДИИ 2.
СТРУКТУРА ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКИХ СВЯЗЕЙ ИНДИИ
2.1. Роль госсектора во внешнеэкономических связях
2.1.1. Участие госсектора в экспорте
2.1.2. Участие госсектора в импорте
2.2. Экспорт государственного и частного капитала
2.3. Роль иностранного частного
капитала во внешнеэкономию
ческих связях современной Индии 3.
ГЕОГРАФИЯ ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКИХ СВЯЗЕЙ ИНДИИ
3.1. Индия и промышленно развитые капиталистические страны
3.3. Советско-индийские торгово-экономические отношения
3.4. Индия и страны Восточной Европы 4.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 5.
ТАБЛИЦЫ
5.1. Структура импорта
5.2. Структура экспорта
5.3. Отраслевая структура зарубежных инвистиций индийских
компаний 1985 г.
5.4. Крупнейшие
частные международные инвеститоры Индии
(1985 г.)
5.5. Непогашенные иностранные инвистиции в Индию 6.
Список использованной литературы. 7.
СОДЕРЖАНИЕ
- 1 -
[1]И1.
ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКОЙ ПОЛИТИКИ ИНДИИ
Индия, одна из древнейших стран
мира, в течении почти 200 лет
находилась под господством
английских колонизаторов. В 1947
году Индия добилась независимости, получив статус
доминиона, а
1950 году была провозглашена республикой.
Политика Индии, оного из наиболее далеко прошедшего по капию
талистическому пути развития освободившегося от колониального
гнета государства, во внешнеэкономических, также как и во внутю
реэкономических вопросах, направлена на преодоление хозяйственю ной
отсталости страны. Своей первоочередной задачей она ставит ускоренное развитие
национальных производительных сил. Индийское
правительство принимает
активное участие в решении этой задачи,
используя рычаги косвенного регулирования национальной экономики и
непосредственно участвуя в воспроизводственном процессе через
механизм государственного сектора.
Для лучшего использования внутренних ресурсов и
средств,
привлекаемых из-за рубежа, а также общей координации деятельносю ти
государственного и частного секторов национальной экономики и
преодоления зависимости от империализма, государство
стало акю
тивно применять в своей экономической политике методы программию
рования и планирования.
Значение внешнеэкономических связей для хозяйственного разю
вития Индии определяется необходимостью привлечения в страну дою
полнительных материальных и финансовых средств, а также реализаю ции
части продукции на мировом рынке. Оно многократно возрастает
в эпоху научно-технической революции, ибо внешнеэкономические
связи становятся одним
из наиболее важных каналов,
по которому
осуществляется импорт достижений НТР из промышленно развитых гою
сударств. Преодолевая явное и
скрытое действие империализма, Индия вею дет
борьбу за эффективное использование своих
внешнеэкономичесю ких
связей, важнейшими элементами
которых являются внешняя торю
говля, получение иностранной технической помощи на межправителью
- 2 -
ственной основе, а также
инвестиции иностранного частного капию
тала. Каждая из составных
частей внешнеэкономических связей Иню дии
играла и продолжает играть
важную роль в ее хозяйственной
политике, однако их относительное значение меняется по мере укю
репления национальной экономики.
К началу 70-х годов важным
фактором жизни страны стал госую
дарственный сектор экономики, произошло определенное ограничение
деятельности иностранного
капитала, расширились и
укрепились
экономические связи со
странами Восточной Европы. Эти изменения
оказали серьезное влияние как
на внутриэкономическое
положение
страны, так и на характер ее взаимоотношений с внешним миром, в
частности была достигнута большая сбалансированность в масштабах и
интенсивности хозяйственных связей с капиталистическими страю нами
и странами Восточной Европы и СССР.
Соответственно претерпели качественные изменения все элеменю ты
внешнеэкономических связей Индии. В первую очередь это привею ло
к сокращению размеров и, что
особенно важно, ухудшению услою вий
привлечения в страну иностранных
частных инвестиций. Вместе с
тем взаимоотношения Индии с иностранным
частным капиталом осю
таются чрезвычайно тесными, что
достигается предоставлением
льгот иностранным компаниям,
обязующимся ввозить в страну новую
технологию, развивать ее экспорт
или производство
энергоресурю
сов.
Индия благожелательно
относится к иностранной
технической,
финансовой и экономической помощи, предоставляемой на межправию
тельственной основе. Следует отметить роль государственной помою щи
стран Восточной Европы и СССР, а
теперь СНГ и в первую очею
редь России, которые внесли существенный вклад в развитие индийю ской
экономики, в создание многих ее отраслей. Строительство при их
содействии машиностроительных,
химических,
металлургических
предприятий, атомных электоростанций, учебных и научных центров
укрепило, а в ряде случаев
заложило практически на пустом месте
базу научно-технического прогресса страны.
В настоящее время в связи с коренными изменениями, произою
- 3 -
шедшими в экономике и политике стран бывшего
социалистического
лагеря, поток помощи из
стран Восточной Европы уменьшился и Иню дии
приходится заново переориентировать свои экономические свяю зи,
укрепляя внешнеэкономические отношения
с развитыми капитаю листическими,
а также с развивающимися странами. Проблемы укрепю
ления собственной производственной базы и некоторые экономичесю кие
трудности, в частности в сфере платежного баланса, побуждают
Индию к усилению роли внешнеторговых связей в решении общенацию
ональных проблем хозяйственного развития.
Использования Индией
внешнеэкономических связей осуществляю
ется, в первую очередь, в целях ликвидации экономической зависию
мости от империализма и упрочения хозяйственной самостоятельносю ти
страны. Необходимо отметить, что
индийская буржуазия и, в
первую очередь, ее монополистические круги, стремятся подчинить
внешнеэкономические связи интересам максимизации своих прибылей.
Отражением этого направления в развитии внешнеэкономической
стратегии Индии является
курс на ускоренное развертывание товаю
рообмена с развивающимися странами. Страны Афро-азиатского регию она
стали одним из основных рынков
сбыта продукции новых отрасю лей
индийской обрабатывающей промышленности и одновременно важю ным
поставщиком
сельскохозяйственной
продукции и сырья и, что
особенно важно, минерального сырья и нефти для
нужд индийской
промышленности. Освоение
этого рынка производится в
Индии объю
единенными усилиями государственного и частного секторов, причем
наряду с товарообменом
большое значение приобретает экспорт гою
сударственного и частного капитала.
Неравномерность капиталистического развития обусловила такое
положение, при котором Индия, продолжая отставать от развитых
капиталистических государств, в то же время значительно опережаю ет большинство развивающихся
стран. Это тоже накладывает отпечаю ток
на внешнеэкономическую политику
Индии, согласно которой осю
новными внешнеторговыми партнерами Индии остаются развитые капию
талистические страны, страны СНГ и Россия.
- 4 -
[1]И2.
СТРУКТУРА ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКИХ СВЯЗЕЙ ИНДИИ [1]И2.1.
Роль госсектора во внешнеэкономических связях
Значение внешнеэкономических связей для национальной эконою
мики Индии
обуславливает весьма
активное участие государства в их
развитии и повышении эффективности
воздействия на внутриэкою
номические процессы. В этих
целях государством используется шию
рокий арсенал средств,
начиная от косвенных методов регулироваю ния
деятельности частного
капитала на мировом рынке
до прямого
участия в осуществлении внешнеэкономических программ. [1]И2.1.1.
Участие госсектора[1]А
[1]Ив
экспорте
Формы, в которых осуществляется стимулирование экспортных
усилий частнопредпринимательских кругов Индии, на долю которых
приходится около 80%
стоимости национального вывоза, могут быть
разделены на три основные категории.
К первой из них относятся
финансовые и налоговые льготы при
платежах в национальной валюте. Они включают в себя отсрочки или же
освобождение от уплаты экспортных
пошлин, предоставление наю
логовых льгот
предприятиям, работающим на
экспорт, выплаты экю
спортных премий, прямое и косвенное субсидирование экспорта, его
страхование, предоставление
экспортных кредитов и т.д. Так, в
середине 80-х годов
индийский экспортер получал денежную субсию дию
в размере 5-25% цены при экспорте товаров.
Вторая категория государственного стимулирования частных экю
спортеров включает в себя валютные льготы, как например предосю
тавление права на использование части валютных средств, полученю ных
от экспорта, на дальнейшее его расширение, на импорт сырья и
материалов для экспортного производства, предоставление премий в
твердой валюте и т.д.
Примером такого рода государственного
стимулирования может
служить решение
министерства торговли Индии принятое в сентябре
- 5 -
1975 года и разрешающее крупным национальным частным экспортерам
увеличить валютные затраты на импорт таких товаров,
как медь,
белая жесть, сырая шерсть и некоторых других для производства
товаров на экспорт.
В 1977 г. в целях укрепления
производственной базы экспорта
индийским фирмам было предоставлено право импорта любых товаров,
необходимых для производства экспортной продукции, в размере 25% от
стоимости их экспорта. Специальные
льготы были предоставлены
мелким и средним экспортерам, в частности выделение импортных
лицензий на сумму до 50 тыс. рупий в свободно конвертируемой ваю
люте. Если же предприятие
сектора мелкой промышленности экспорю
тировало свыше 20% своей продукции, размеры этих лмцензий не огю
раничивались.
Третья категория государственных
мероприятий, направленных на
оказание помощи частным экспортерам, включает сбор и обработю ку
информации о зарубежных рынках,
проведение рекламной работы,
организацию выставок и т.д. Роль государства в развитии экспорта
Индии не исчерпывается только предоставлением различного рода
стимулов частным предприятиям.
Государство также самостоятельно
вышло на мировой рынок, первоначально
через систему государю
ственных
внешнеторговых
объединений, первым из
которых стала
созданная в 1956г. Государственная торговая корпорация (Г.Т.К.).
Экспортная деятельность Г.Т.К.
характеризуется весьма высою
кими темпами роста. Динамика его такова, что если в 1956 году ее
экспорт составлял около 90
млн. рупий, то через 20 лет, в
1976 г.,
он достиг 5590 млн. рупий, что равнялось 17% стоимости всего
национального экспорта.
Многим индийским государственным компаниям удалось выйти на
мировой рынок и в последующем расширить свой экспорт
благодаря
заказам из афро-азиатских стран, являющихся крупными потребитею
лями продукции индийского
машиностроения, металлообработки, мею
таллургии и химии, т.е. продукции именно тех отраслей, где в осю
новном действуют государственные промышленные компании.
Усиление позиции
государства в экспортных операциях в связи
- 6 -
с абсолютным и
относительным ростом экспорта
государственных
внешнеторговых корпораций и промышленных предприятий положителью
ным образом сказалось на повышении
эффективности экспортных
программ Индии в целом.
Во-первых, при активном участии
государственного сектора в
экспорте страны произошло
увеличение удельного веса готовых изю
делий, а также товаров с
наиболее высокой валютной эффективю
ностью (продукция машиностроения, химии и т.д.). Во
вторых, в
руках государства
находится ныне мощный
рычаг, позволяющий ему
корректировать географическое направление экспорта в зависимости от
первоочередных задач. Иными словами, усиление позиции госую
дарства в экспортной
торговле оказало важное положительное влию
яние на укрепление позиций
Индии на мировом рынке,
рост конкую
рентноспособности ее товаров и
увеличение экспортных
поступлею ний. [1]И2.1.2.
Участие госсектора в импорте
Как и экспортной торговле
воздействие государства на развию тие
импорта проявляется, во-первых, через систему государственю
ного регулирования, и, во-вторых, путем непосредственного учасю тия
государственных внешнеторговых компаний и предприятий госую
дарственного сектора в осуществлении импортных операций.
Государственное регулирование импорта включает валютное рею
гулирование, лицензирование, тарифную политику, установление имю
портных квот, прямой
государственный контроль за ввозом отделью ных
товаров и т.д. Каждое из этих направлений регулирующей дею
ятельности государства
имеет большое значение, особенно в услою
виях сложностей с торговым и платежным балансами. В связи с посю
ледним обстоятельством
государственное внешнеторговое регулирою
вание направлено в первую очередь на обеспечение экономии валютю ных
средств. Этой цели государство в основном добивается посредю
ством предоставления
импортных льгот экспортерам. В этом случае
импортное регулирование тесно переплетается с экспортным.
- 7 - Экономному
расходованию валюты при
одновременном стимулирою
вании экспорта,
призваны содействовать и другие меры государю
ственного импортного регулирования, в частности выдача лицензий на
импорт оборудования, сырья, компонентов и
запчастей для созю
дания дополнительных мощностей, работающих на экспорт.
Не менее важной целью государственного импортного регулирою
вания является защита национальной промышленности. Именно здесь протекционизм приобретает
антиимпериалистическое содержание
и
служит
общенациональным интересам.
Осуществление защиты нацию
ональной экономики происходит через установление:
- высоких таможенных
пошлин;
- импортных квот;
- прямого запрета на импорт товаров, идентичных тем, которые
производятся внутри страны.
Довольно сильные позиции государства в импорте опреде ляются
крупными масштабами
деятельности государственных внешнеторговых
организаций и
предоставлении им исключительного права импорта
отдельных товаров. Внешнеторговые организации являются главными, но
не единственными государственными организациями, участвующими в осуществлении импортных
операций. Значительный объем импорта
машин и оборудования осуществляется прямыми
потребителями этих
товаров из числа государственных промышленных предприятий.
Огосударствливание
импорта непосредственно
сказывается на
характере участия Индии в мировой торговле, в международном разю
делении труда. По мере роста удельного веса госсектора в импорте
Индии достигается более
рациональное импортной торговли в общею национальных интересах,
ограничивается отрицательное воздействие
монополий на хозяйственное развитие страны. [1]И2.2.
Экспорт государственного и частного капитала
Оставаясь крупнейшим среди
развивающихся стран потребителем
заемных средств на мировом рынке ссудного капитала, Индия в тоже
время начинает все увереннее выступать в качестве международного
- 8 -
кредитора по отношению к другим, экономически менее развитым осю
вободившимся государствам. Это прямой результат ускорения темпов
развития национальных производительных сил и укрепления капитаю
листических отношений в экономике страны. Одновременно вывоз каю питала
отражает и глубокую противоречивость экономического разю
вития Индии, обусловленную сохранением многоукладности экономики и
относительной узостью внутреннего рынка.
Безусловно, поток капитала из Индии ни абсолютно, ни относию
тельно не идет в сравнение с вывозом капитала из любого развитою го
капиталистического государства. Общий объем прямых заграничю ных
инвестиций был в
1986 г в 1800 раз меньше. чем из США и в
2000 раз меньше, чем из
Западной Европы. Такая разница вполне
закономерна и
определяет соотношение сил
и возможностей индийю
ского и западного капиталов.
Более 3/4 вывоза
индийского капитала
приходится на два дею
сятка самых мощных
национальных частных и государственных капию
талов. По всем основным
признакам их следует
отнести к капитаю
листическим монополиям. Они
господствуют в сфере производства и
обращения внутри страны,
являются крупнейшими многоотраслевыми
объединениями с
многочисленными
фирмами и филиалами,
банками,
страховыми компаниями и транспортными агенствами, на их предприю
ятиях заняты тысячи
рабочих. Среди крупнейших индийских монопою лий
"БИРЛА", "ТАТА","ТХАПАР","СИНГХАНИЯ";
некоторые из них вхою дят
в число богатейших корпораций мира.
Вывоз капитала из Индии специфичен по
своей географии:он
ориентирован главным
образом на рынки развивающихся стран Азии, Африки и Океании, на которые приходится 95,7% всех прямых
зарую
бежных инвестиций.
Лишь весьма незначительную долю составляют
промышленно развитые
государства Европы, США,
Канады и Австраю
лии. Такое
распределение экспортируемого капитала понятно, он
устремляется туда, где слабее конкуренция и его экономический
потенциал и производственно-техническая специализация имеют
больше шансов на успех. Индийский капитал внедряется главным обю
разом в металлургическую, текстильную, пищевую, химическую, бую
- 9 -
мажную промышленность,
в электроэнергетику, машиностроение и
гражданское строительство. Он предпочитает расширять за рубежом те
производства, которые уже
сложились "дома", сформировав досю
таточно высокий технико-технологический и управленческий опыт. К
тому же как раз в этих областях капитал особенно ощущает огранию
ченность внутреннего рынка.
Весьма показательным представляется необычайно высокий урою
вень концентрации
зарубежных капиталовложений в руках горстки
крупнейших "промышленных домов". Достаточно отметить,
что, хотя в
число международных
инвеститоров входит уже
более 120 индийю
ских фирм, на пятерку крупнейших из них в 1986 году приходилось 48%
индиийского акционерного капитала,
вложенного в зарубежные
предприятия, а на первую десятку 60%. Именно крупнейшие "промышю
ленные дома", занимающие доминирующие позиции в индийской эконою
мике (первые 20 из них контролируют 50-60% всего корпоративного
сектора, а две
крупнейшие группы - "Бирла" и "Тата" - около 20%), первыми почувствовали узость внутреннего рынка и неизбежю
ность вступления на путь внешней экспансии.
Конкретные примеры из хозяйственной
практики зарубежных
предприятий индийских фирм показывают, что они уже не вписываютю ся
в модель мелкомасштабного,
низкопроизводительного производю
ства . Не случайно индийские инвеститоры в целом заслужили репую
тацию технологических лидеров среди новичков международного бизю
неса, лидеров, которые за рубежом внедряются в отрасли, произвою
дящие средства производства, требующие чрезвычайно сложной техю
нологии, крупных масштабов производства, где все время необходию мо
идти в ногу со временем.
Важной особенностью международной деятельности индийских мою
нополий является преобладающая ориентация их иностранных
предю
приятий на внутренние рынки принимающих стран. Так, некоторые
индийские компании, взявшие курс на активное внедрение на мирою вом
рынке и добившиеся необходимой конкурентноспособности, перею
носят свое производство за границу ,несмотря на
более высокие
издержки в принимающих
странах, поскольку это расширяет границы -
10 -
узкого национального рынка.
Весьма показательно непосредственное участие в инвистиционю ных
операциях за рубежом компаний индийского государственного
сектора. Причем, если контролируемые государством экспортеры
предпринимательского капитала из других развивающихся стран дейю
ствуют, как правило, в добывающей промышленности или в среде усю
луг, то в Индии существует ряд
государственных компаний, оперию
рующих в современных отраслях обрабатывающего сектора. Так госую
дарственная компания "Хиндустан машин тулз",
размер инвестирою
ванного капитала
которой составляет 4,85 млн.дол. (1984 г.),
имеет крупные станкостроительные заводы в Нигерии и Кении, а
также предприятия в США и Сингапуре,
занятые приспособлением
производимых индийской компанией
станков с ЧПУ к работе на базе
американских и японских ЭВМ. Другая государственная компания
"Фертиплайзер корпорейшен" располагает гигантским комплексом по
производству удобрений в Саудовской Аравии. [1]И2.3.
Роль иностранного частного
капитала во внешнеэкономию
[1]Ических
связях современной Индии
Вопросы взаимоотношения с иностранным частным капиталом посю
тоянно находятся в центре внимания индийского государства при
решении главных проблем национального хозяйственного развития.
По отношению к иностранному
частному капиталу
определяющим
направлением в политике Индии, отражающим позицию всех слоев иню
дийского населения, за исключением монополистической верхушки
буржуазии, является курс на
установление эффективного
контроля над
деятельностью иностранного капитала с целью сокращения его
влияния в индийской экономике. Законодательство ограничивает дею
ятельность иностранных частных инвеститоров определенными отрасю
лями экономики, также устанавливаются ограничения в размерах
прибылей, уходящих за рубеж. Однако это не означает, что позиции
иностранного капитала
коренным образом подорваны, а его влияние на
ход хозяйственного развития
Индии несущественно.
Достаточно
- 11 -
сказать, что объем иностранных частных капиталовложений, несмотю ря
на все ограничения, продолжает увеличиваться, хотя темпы росю та
иностранных инвестиций в отдельные
периоды неодинаковы. Прию
чина заключается в том, что иностранные компании находят в Индии
весьма благоприятные условия, обеспечивающие довольно высокую
норму прибыли на
функционирующий капитал.
Так по данным америю
канского журнала "Business international" (1985) средняя
прибыль
американских компаний от индийских
инвестиций в обрабатывающую
промышленность возросла с 15,8% (1982) до 20,3% (1984).
Противоречия между государственной политикой установления
контроля над частными иностранными инвестициями и фактом
абсою
лютного их роста в индийскую
экономику лишь кажущиеся. Дело в
том, что наряду с мерами по ограничению
иностранного частного
капитала индийским
государством предпринимались и
продолжают
предприниматься попытки по использованию иностранных капитальных
вложений в целях усиления темпов национального хозяйственного
развития.
Стремясь привлечь
иностранную технику и
технологию, опыт и
финансовые ресурсы иностранных фирм, государство идет на предосю
тавление фирмам определенных, иногда значительных
льгот. Нажим
иностранного капитала
вызывает в стране различную реакцию, возю
никают внутринациональные
споры и конфликты. Индийское правию
тельство пытается также привлечь капитал иностранных компаний на
более выгодных для
государства условиях, путем заключения догою воров
о финансовом и техническом сотрудничестве.
При анализе отраслевой структуры соглашений по финансовому и
техническому сотрудничеству
обращает на себя внимание тот факт, что
более половины (57,5%) приходится
на машиностроение, прибою
ростроение и станкостроение. Значительная часть соглашений была
заключена в области химии, производства медикаментов и удобрений
(14%).
Темпы роста на
предприятиях, использующих зарубежный опыт и технологию через системы
соглашений, намного выше, чем в среднем по
стране. Отмечая определенные
выгоды, которые извлекает Индия
- 12 - из
таких соглашений, необходимо отметить, что эта форма взаимою
отношений с
иностранным капиталом в ряде случаев используется
фирмами для получения, по существу, односторонних выгод, не имею
ющих ничего общего с
индийскими национальными интересами. Более
того, иностранные компании
вносят в соглашения о сотрудничестве
различного рода запретительные и ограничительные статьи, прежде
всего касающиеся
экспорта продукции новых предприятий. В ряде
случаев, не взирая на имеющиеся ограничения сфер
деятельности,
иностранному капиталу удается добиваться заключения соглашений о
сотрудничестве в отраслях, не
имеющих первостепенного
значения для
национальной экономики, но приносящих хорошие доходы (космею
тика, некоторые отрасли пищевой и легкой промышленности).
Несмотря на отдельные отрицательные стороны соглашений о
сотрудничестве с иностранным
капиталом, индийское правительство
намерено их использовать и в первую очередь для получения новейю шей
зарубежной технологии.
Таким образом, основной задачей индийского государства в
сфере внешнеэкономической деятельности, связанной с привлечением в
экономику страны иностранного
капитала, является более эффекю
тивное использование
зарубежных финансовых средств на благо наю
циональной экономики.
[1]И3.
ГЕОГРАФИЯ ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКИХ СВЯЗЕЙ ИНДИИ [1]И3.1.
Индия и промышленно развитые капиталистические страны
Крупнейшими торгово-экономическими партнерами Индии являются
развитые капиталистические
страны, на долю которых приходится
около половины ее внешнеторгового оборота. Основными партнерами
Индии являются США, Япония и страны ЕЭС.
Несмотря на значительную
диверсификацию внешнеэкономических
связей, Индия по прежнему реализует
значительную часть своих
традиционных, а в последние годы и новых товаров на рынках этих стран. Доходы от экспорта
товаров и услуг в промышленно развитые
- 13 -
капиталистические страны составляют основу валютных поступлений в
Индию.
Развитые капиталистические страны важные поставщики на
иню
дийский рынок многих машин и оборудования, продовольствия и прою
мышленных товаров. Значение
этой группы стран во внешнеэкономию
ческих связях Индии определяется еще и тем, что они, а также наю ходящиеся под их контролем
международные финансовые
организации МВФ
и МБРР являются ее крупнейшими кредиторами. Не лишне отмею
тить, что Индия имеет один
из самых высоких размеров внешнего
долга среди развивающихся
государств (829 млрд.рупий, 1989 г.), что
является тяжким бременем для ее экономики.
Вместе с тем следует
подчеркнуть, что укрепление националью ной
промышленной базы в
результате индустриализации
сельскохою
зяйственного производства, а также переориентация Индии в обласю ти
географии внешнеэкономических связей с акцентом на развиваю
ющиеся страны и страны Восточной Европы позволили Индии сокраю
тить зависимость от развитых капиталистических государств, доля
которых в импорте Индии упала с 75% в начале 70-х годов до 55% в
1989 году. По тем же причинам сокращается удельный вес
капитаю
листических стран и в экспорте.
Стремление Индии вырваться
из зависимости от развитых капию
талистических стран выражается
также в ее усилиях по
улучшению
структуры национального экспорта в направлении увеличения вывоза
готовых изделий по сравнению с сырьем и полуфабрикатами. Однако несмотря на принимаемые
меры от 60% до 70% общей стоимости
(1987) экспортной торговли Индии с США, ее крупнейшем партнером на
мировом рынке, приходится на традиционные товары: джутовые
изделия, ткани, орехи, чай, кофе и т.д. Новые для Индии товары, и в
первую очередь готовые
промышленные изделия, только еще наю
чинают пробивать себе дорогу на американский рынок и пока размею ры
их экспорта остаются незначительными.
Стремясь преодолеть
негативные тенденции в торговле с США
индийские государственные и
частные внешнеторговые организации
тщательно изучают конъюнктуру американского рынка и осуществляют
- 14 - довольно значительную рекламу традиционных и новых товаров иню
дийского экспорта. Вместе
с тем, как отмечает
индийский журнал
"Коммерс", торговля
Индии и США "...продолжает развиваться по
классическому образцу отношений между развитой и
развивающейся
страной".
На первый взгляд отношения между Индией и странами ЕЭС в обю
ласти торгово-экономических связей
развиваются сравнительно усю
пешно. Об этом свидетельствуют:
- быстрый рост товарообмена
со странами семерки;
- заключение соглашения о торговом сотрудничестве - первое
соглашение такого рода между странами "общего рынка" и нею
ассоциированной с ним страной;
- временное сохранение
Англией после ее вступления в ЕЭС
прежних таможенных преференций в отношении Индии;
- заключение Индией
соглашения с ЕЭС по кофе и
джуту.
В то же время в торговле Индии с "общим
рынком" существует
много сложных и
трудноразрешимых проблем. В частности, типичным для
этой торговли является дефицит торгового баланса Индии, разю
меры которого остаются по существу неизменными. Индии в середине
70-х годов удалось
добиться положительного
сальдо в торговле с
Англией, но это не оказало существенного влияния на
дальнейшее
развитие этой торговли. Другой характерной чертой торговли Индии со
странами-членами ЕЭС является преобладание в индийском экю
спорте традиционных товаров. На них приходится до 70% стоимости
экспорта, и к тому же эти
товары на западноевропейском рынке
встречают дискриминационные по сравнению с государствами-членами
ЕЭС, таможенные ограничения.
Наряду с развитием экспорта в развитые
капиталистические
страны Индия пытается ослабить проблему
несбалансированности
торговли с ними путем
финансирования своего импорта из этих гою
сударств за счет получения от них кредитов и льгот.
Происходит
либерализация условий
кредитов предоставляемых
Индии рядом западноевропейских государств: ФРГ, Англией, Голланю
дией. Отличительной чертой 80-х годов является то, что значию
- 15 -
тельная часть льготных кредитов, предоставляемых Индии развитыми
капиталистическими странами. поступает к ней от западноевропейю
ских государств.
Последние используют такие
кредиты как весьма
эффективное средство
конкурентной борьбы на индийском рынке с
монополиями США и сумели добиться существенного роста своих прою даж
в индию. За период 1982-1989 гг. ввоз в
Индию товаров из стран членов ЕЭС увеличился с 2,2 млрд. рупий, а их доля в иню
дийском импорте возросла с 13,3% до 29,2%. Также выросла торговю ля
с Японией.
Суммируя
вышеизложенное относительно
торгово-экономических
связей Индии с развитыми капиталистическими странами и их соврею
менного состояния, оценивая их перспективы, необходимо отметить,
что развитие этих связей испытывает возрастающее воздействие
роста собственного
экономического потенциала Индии,
укрепления ее
внешнеэкономических отношений с развивающимися странами и осю
лабления экономических связей со странами Восточной Европы. [1]И3.2.
Индия и развивающиеся страны
Освободившиеся государства Азии, Африки и Латинской Америки
занимают видное место во внешнеэкономических связях Индии. Более
того, по ряду товаров эти государства являются основными поставю
щиками на индийский рынок (нефть, хлопок, медь), либо представю
ляют собой важнейшие рынки сбыта индийской продукции ( "инженерю
ные" товары, текстильные изделия).
Разумеется, значение отдельных стран, субрегионов и регионов в
индийском внешнеторговом обороте далеко не одинаково. Так лаю
тиноамериканские страны
занимают весьма скромное место, как в
экспорте, так и в импорте страны. Размеры торговли Индии с разю
вивающимися африканскими странами были также относительно невею
лики вплоть до конца
60-х годов. В последующие годы в
торговле
Индии с африканскими государствами наметилась положительная теню
денция и в период с 1966 по 1976 годы ее товарооборот с ними удю
воился.
- 16 -
Свыше половины индийского товарооборота с африканскими госую
дарствами приходится на 4 страны - Египет, Судан, Кению и Танзаю
нию. В последние годы заметно увеличилась в
индийском импорте
доля Заира, Замбии и Нигерии.
С большинством остальных госую
дарств Африки Индия либо не имеет регулярных торгово-экономичесю ких
отношений, либо их объем мал.
Значение торговли с
африканскими странами определяется,
во-первых, их традиционной
ролью как поставщиков металлов, фосю
фатов, хлопка, а во-вторых, обширными возможностями, которые афю
риканский рынок
представляет для сбыта как
традиционных индийю
ских товаров, так и сложнотехнических изделий.
Заинтересованность Индии в получении нефти лежит в основе ее
действий по развитию
отношений с нефтедобывающей страной Африки -
Алжиром. В 1976 г. между Индией и Алжиром был заключен договор по
которому в обмен на алжирскую нефть и сжиженный газ Индия
поставляет джут, кофе, табак, специи и др. товары.
Тут следует отметить, что потребность в нефти заставляет Иню дию
завязывать тесные отношения со странами-экспортерами нефти, и в
первую очередь с Саудовской Аравией, на
долю которой прихою
дится 6,7% индийского импорта (1989 г.)
Значение развивающихся и
новых индустриальных стран Южной и
Юго-Восточной Азии во внешнеэкономических связях Индии определяю
ется их географической близостью к Индии, а также историей регию
она.
По роли в индийских внешнеэкономических связях эти страны
делятся на две группы. К первой относятся: Бирма, Бутан, Банглаю деш, Непал, Пакистан, Шри-Ланка,
которые выступают в основном как
рынок сбыта индийской продукции. Малайзия, Тайланд,
Сингаю
пур, Индонезия, Гонконг
и Филиппины составляют
вторую группу -
группу поставщиков технической и другой
продукции на рынок Иню
дии.
Как уже было отмечено выше, в
индийском внешнеторговом обою
роте видное место занимают
страны Ближнего и Среднего Востока в
связи с тем, что они являются экспортерами нефти. Однако этим их
- 17 -
значение не исчерпывается, поскольку в последние годы они стали
крупным рынком сбыта индийской сложнотехнической продукции. Знаю
чительный скачок в темпах роста вывоза Индии в эти страны происю
ходил в основном за счет "инженерной продукции", свыше 80%
котою рой
было реализовано в Ираке, Иране, Кувейте, Саудовской Аравии.
В своем стремлении обеспечить сбалансированный рост торговых операций с
развивающимися странами Индия не может не учитывать
того, что ее товары зачастую не
выдерживают конкурентной борьбы с
продукцией высокоразвитых держав, а поэтому нуждаются в дополю
нительных средствах защиты и поддержки.
Эти соображения
заставляют Индию добиваться заключения со
своими торговыми партнерами взаимных таможенных, платежных и
торговых соглашений,
чтобы получить для своих
товаров, обладаю
ющих более высокой конкурентоспособностью по сравнению с продукю
цией большинства других развивающихся
стран, дополнительные
льготы и способствовать увеличению их экспорта. [1]И3.3.
Советско-индийские торгово-экономические отношения
Государства СНГ и в особенности Россия были остаются одним из
главных торговых партнеров Индии.
На долю СССР в 1989 году
приходилось 12,9% индийского экспорта и 4,5% импорта. СНГ занию
мает второе место во внешнеторговом обороте Индии. Весьма примею
чателен тот факт, что в период
с 1976 по 1986 годы объем советю
ско-индийской торговли
увеличился в 4,5 раза. Этот показатель
темпов прироста внешней торговли превышал аналогичные показатели как
СССР так и Индии. Но в настоящее время в связи с экономичесю ким
кризисом в странах СНГ стал третьим по величине внешнеторгою вым
партнером Индии уступив второе место Японии.
Страны СНГ оказывают Индии огромную экономическую помощь.
Ценность этой поддержки для национальной индийской экономики
заключается в том, что они помогают развивать
основополагающие
отрасли экономики: энергетику,
сложное машиностроение, химичесю кую промышленность, переработку нефти. За годы
сотрудничества в
- 18 -
Индии построено около 75
промышленных объектов и около 50 строю
ятся в настоящее время. На долю этих предприятий в 1989 г. прию
ходилось 44% всей
выпускаемой в стране стали, 38% алюминия, 21%
добычи и 45% переработки нефти, 77% металлургического, 47% энерю
гетического и 43% горно-шахтного оборудования. Помощь из СНГ пою
могает Индии ликвидировать экономическую зависимость от стран
Запада.
Основными товарами индийского экспорта в СНГ являются машины и
механизмы, изделия легкой промышленности, лекарства и традицию
онные товары индийского экспорта: чай, кофе, кожа, сахар и др.
Несмотря на трудности
перестройки российско-индийские отною
шения продолжают развиваться, причем на
долговременной основе, что
придает им известную стабильность. За последние годы руковою дители двух государств
совершили визиты, в ходе которых были
достигнуты важные договоренности о развитии экономического сотю
рудничества. Были подписаны соглашения, определяющие перспективы
торгово-экономических отношений двух государств на период
до
2000 года, договор о научно-техническом сотрудничестве, долгосю
рочная программа в области производственной кооперации.
Следует отметить, что формы сотрудничества Индии и стран СНГ весьма разнообразны. К
новым формам относятся создание совмесю
тных предприятий и совместное строительство объектов в
третьих
странах.
Сотрудничество двух
стран, в которых проживает более 1/5
части человечества является весомым фактором международной экою
номической жизни и перспективы его развития благоприятны. СНГ и
Индия демонстрируют развитие многосторонних связей между
госую
дарствами с пока еще различными социально-экономическими систею
мами. [1]И3.4.
Индия и страны Восточной Европы
Важную роль в решении задач экономического развития Индии
играют ее связи со странами Восточной Европы.
- 19 -
Крупнейший торговый
партнер Индии из числа этих
стран -
Польша. Основные товары
польского экспорта в Индию
- горношахю
тное оборудование, суда и судовое
оборудование, краски и
др.
Польский импорт из Индии
состоит из традиционных сельхозтоваров (
чай, кофе) и продукции новых отраслей индийской промышленности (
электронное оборудование, химическая продукция, стальные трубы и
т.д)
ЧСФР является крупнейшим партнером Индии в сфере экономичесю
кого сотрудничества среди восточноевропейских государств. С пою
мощью ЧСФР в Индии построено около 60промышленных предприятий, в том
числе завод тяжелого электрооборудования в Хайарабаде, завод
литья и поковок в Рании, станкостроительные предприятия.
Индия имеет документально подтвержденные торгово-экономичесю кие
связи с Румынией, Иенгрией, Болгарией. Так, например, Болгаю рия
продает в Индию металлоизделия, удобрения, медикаменты и пою
купает машины, руды, кофе, арахис.
[1]И4.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Особенности характера участия Индии в современных
междунаю
родных экономических связях определяются тем, что развитие капию
тализма в Индии привело к образованию национальных монополий,
деятельность которых осуществляется в соответствии с
законами,
присущими монополистическому капиталу. Индийские монополии высю тупают
за расширение связей с иностранным капиталом. Они заинтею
ресованы в
торгово-экономической экспансии на рынках менее разю
витых стран и ратуют за ограничение роли государственного сектою ра
в хозяйственной жизни страны. Хотя
Индия и имеет в настоящее время немалое значение в сисю
теме международных
экономических и торговых связей ее положение
остается зависимым от стран запада, а структура экспорта свидею
тельствует о том, что Индия является развивающейся страной.
Индия прилагает немалые усилия для перестройки международных
экономических отношений. Конкретными путями к ней, по мнению Иню
- 20 - дии
должны стать:увеличение государственной помощи со стороны
развитых государств на льготных условиях, изменение условий межю
дународной торговли с учетом интересов
освободившихся госую
дарств, увеличение объемов научно-технической помощи развиваю
ющимся странам.
Несмотря на огромные трудности Индии удалось достигнуть знаю
чительных успехов в развитии национальной экономики и значителью но
улучшить свои позиции в системе
международной торговли, часю
тично преодолеть зависимость от развитых капиталистических госую
дарств. Думается,
пример Индии весьма показателен для других
развивающихся государств.
аааааааааааааааааааааааааааааааааааа - 22 -
ааааааа [1]Иаааааааааа Отрслевя структур
зрубежных инвистицийаааааааааа
ааааааа [1]Иаааааааааааааааааа индийских компний
1985 г.аааааааааааааааааа
ааааааа
ЙННННННННННННННННСННННННННННННННСНННННННННННННННСНННННННННННННН»
ааааааа єааааааааааааааа іааааааааааааа
аааааааааааааа іааа Всегоаааа

ааааааа єа
Отрсльаааааа
ГДДВДДДДДДВДДДДЕДДВДДДДДДДВДДДДЕДДВДДДДДДВДДДД¶
ааааааа єаааа
экономикиа іа іааааа
ааа іа іаааааа іааа іа
ааааа іааа є
ааааааа єааааа
ааааааааааіа іааааа
ааа іа іаааааа іааа іа
ааааа іааа є
ааааааа
ЗДДДДДДДДДДДДДДДДЕДДЕДДДДДДЕДДДДЕДДЕДДДДДДДЕДДДДЕДДЕДДДДДДЕДДДД¶
ааааааа є Обрбтывющие і80і
42,6 і93,9і49іа 33,6 і74,1і 9і 92,6
81,7є
ааааааа єааааааааааааааа іа іааааа іааа
а іаааа ааіааа іа
ааааа іааа є
ааааааа є Текстильняааа і16і 12,9 і28,6і10іа 17,0 і73,5і26і 29,9 і25,4є
ааааааа єааааааааааааааа іа іааааа іааа
а іаааааа іааа іа іааааа
ааа є
ааааааа є Схрняаааааа і 1іа
1,4 і 3,1і 2іаа 3,3 і 4,6і 3іа 4,7 і 4,0є
ааааааа єааааааааааааааа іа іааааа іааа
а іаааааа іааа іа іааааа
ааа є
ааааааа є Пищевяааааааа і20іа
9,0 і19,9і 8іаа 3,9 і 5,5і28і
12,9 і11,0є
ааааааа єааааааааааааааа іа іааааа іааа
а іаааааа іааа іа іааааа
ааа є
ааааааа є Метллургияааа і 5іа
1,5 і 3,3і 1іаа 0,3 і 0,4і
6іа 1,8 і 1,5є
ааааааа єааааааааааааааа іа іааааа іааа
а іаааааа іааа іа іааааа
ааа є
ааааааа є Химическяаааа і 9іа
2,1 і 4,6і 8іаа 1,5 і
2,1і17іа 3,6 і 3,1є
ааааааа єааааааааааааааа іа іааааа іааа
а іаааааа іааа іа іааааа
ааа є
аа ааааає Целюлозняаааа і
2іа 6,7 і14,6і 3іа 14,5 і20,0і 5і 21,2 і18,0є
ааааааа єааааааааааааааа іа іааааа іааа
а іаааааа іааа іа іааааа
ааа є
ааааааа є Мшиностроение і22іа 8,1 і17,9і15іа 11,8 і16,3і37і 19,9 і16,9є
ааааааа єааааааааааааааа іа іааааа і аааіа іаааааа іааа
а іааааа іааа є
ааааааа є Кожевенняаааа і 2іа
0,1 і 0,2і 1іаа 0,4 і 0,5і
3іа 0,5 і 0,4є
ааааааа єааааааааааааааа іа іааааа іааа
а іаааааа іааа іа іааааа
ааа є
ааааааа є Стекольняаааа і 3іа
0,8 і 1,7і 1іаа 0,9 і 1,2і
4іа 1,7 і 1,4є
ааааааа єааааааааааааааа іа іааааа іааа
а іаааааа іааа іа іааааа
ааа є
ааааааа є Сервис, туризм і14іа 0,4 і 1,0і 9іаа 8,7 і12,0і23іа 9,2 і 7,8є
ааааааа єааааааааааааааа іа іааааа іааа
а іаааааа іааа іа іааааа
ааа є
ааааааа є Консульт.ааааа і 6іа 0,1 і 0,2і
4іаа 0,4 і 0,6і10іа 0,5 і 0,4є
ааааааа єа
услугиааааааа іа іааааа
ааа іа іаааааа іааа іа
ааааа іааа є
ааааааа єааааааааааааааа іа іааааа іааа
а іаааааа іааа іа іааааа
ааа є
ааааааа є Строительствоа і 4іа
0,4 і 0,8і 9іаа 4,3 і
5,8і13іа 4,7 і 4,0є
ааааааа єааааааааааааааа іа іааааа іааа
а іаааааа іааа іа іааааа
ааа є
ааааааа є Торговляаааааа і 9іа 0,6 і 1,3і
7іаа 0,2 і 0,3і16іа 0,8 і 0,7є
ааааааа єааааааааааааааа іа іааааа іааа
а іаааааа іааа іа іааааа
ааа є
ааааааа є Трнспортааааа і 1іа
0,3 і 0,6і 1іаа 0,1 і 0,1і
2іа 0,4 і 0,3є
ааааааа єааааааааааааааа іа іааааа іааа
а іаааааа іааа іа іааааа
ааа є
ааааааа є Горно-аааааааа і--іа --- і ---і
2іаа 2,8 і 3,9і 2іа 2,8 і 3,3є
ааааааа єа
добывющяааа іа іааааа
ааа іа іаааааа іааа іа іааааа іааа

ааааааа єааааааааааааааа іа іааааа іааа
а іаааааа іааа іа іааааа
ааа є
ааааааа є Прочиеаааааааа і 3іа 1,0 і 2,2і
6іаа 3,2 і 3,2і 9іа 3,3 і 2,8є
ааааааа
ЗДДДДДДДДДДДДДДДДЕДДЕДДДДДДЕДДДДЕДДЕДДДДДДДЕДДДДЕДДЕДДДДДДЕДДДД¶
ааааааа є ВСЕГО:аа ааааааі 7і 45,4 і
100і87іа 72,4 і 100і 4і117,8 і100 є
ааааааа
ИННННННННННННННННПННПННННННПННННПННПНННННННПННННПННПННННННПННННј
аааааааааааааааааааааааааааааааааааа - 23 -
ааааааааа [1]ИКрупнейшие чстные
междунродные инвеститоры Индии (1985 г.)
аааааааааа
ЙННННННННННННННННННННННСННННННННННСННННННННННСНННННННННН»
аааааааааа єааааа Фирмаааааааааа
ааааааааа іааааааааа іаааа ааааає
аааааааааа єааааааааааааааааааааа іааааааааа
ааааааааа іааааааааа є
аааааааааа
МННННННННННННННННННННННШННННННННННШННННННННННШНННННННННН№
аааааааааа є Бирлааааааааааааааа іааа 18ааа іа 16,49аа
аа 15,1аа є
аааааааааа єааааааааааааааааааааа іаа аааааааіааааааааа іааааааааа є
аааааааааа є Тхпраааааааааааааа іаааа 9ааа іа 14,66аа
аа 13,4аа є
аааааааааа єааааааааааааааааааааа іааааааааа
ааааааааа іааааааааа є
аааааааааа є Ттаааааааааааааааа іаааа 7ааа іа 11,52аа
аа 10,6аа є
аааааааааа єа
ааааааааааааааааааааіааааааааа іааааааааа іааааааааа є
аааааааааа є Джей Кейаааааааааааа іаааа 4ааа іаа 4,96аа
ааа 4,5аа є
аааааааааа єааааааааааааааааааааа іааааааааа
ааааааааа іааааааааа є
аааааааааа є Модиаааааааааааааааа іаааа
2ааа іаа 4,72аа іаа а4,3аа є
аааааааааа єааааааааааааааааааааа іааааааааа
ааааааааа іааааааааа є
аааааааааа є Уш Мртин
Блкааааа іаааа 2ааа
аа 3,92аа іааа
3,6аа є
аааааааааа єааааааааааааааааааааа іааааааааа
ааааааааа іааааааааа є
аааааааааа є Оберой хоутелзаааааа і аааа4ааа іаа 3,09аа
ааа 2,8аа є
аааааааааа єааааааааааааааааааааа іааааааааа
ааааааааа іааааааааа є
аааааааааа є Шхибк
энтнрпрйзаа іаааа 2ааа
аа 2,44аа іааа
2,2аа є
аааааааааа єааааааааааааааааааааа іааааааааа
ааааааааа іааааааааа є
аааааааааа є Лрсен & Тоурбоааааа іаааа
2ааа іаа 2,16аа іааа 2,0аа

аааааааааа єааааааааааааааааааааа іааааааааа
ааааааааа іааааааааа є
аааааааааа є Годрехаааааааааааааа іаааа 4ааа іаа
1,59аа іааа 1,5аа

аааааааааа єааааааааааааааааааааа іааааааааа
ааааааааа і ааааааааає
аааааааааа є Кирлоскрааааааааааа іаааа 8ааа іаа 1,36аа
ааа 1,2аа є
аааааааааа єааааааааааааааааааааа іааааааааа
ааааааааа іааааааааа є
аааааааааа є Србкн
кемиклзааа іаааа 2ааа
аа 0,83аа іааа
0,8аа є
аааааааааа єааааааааааааааааааааа іааааааааа
ааааааааа іааааааааа є
аааааааааа є Индин тобэккоаааааа іаааа
3ааа іаа 0,54аа іааа 0,5аа

аааааааааа єааааааааааааааааааааа іааааааааа
ааааааааа іааааааааа є
аааааааааа є Кемикл
констркшена іаааа 3ааа
аа 0,44аа іааа
0,4аа є
ааааааааа аИННННННННННННННННННННННПННННННННННПННННННННННПННННННННННј
аааааааааааааааааааааааааааааааааааа - 24 -
ааааааа [1]Иаааааааааааааа Непогшенные
инострнные инвистицииааааааааааааа
ааааааа [1]Иааааааааааааааааааааааааааа ва Индиюаааааааааааааааааааааааааа
аааааааааа
ЙНННННННННННННННННННННСННННННСННННННСННННННСННННННСНННННН»
аааааааааа єаа
Стрнааааааааааа
75-76 і77-78 і79-80 і81-82 і83-84 є
аааааааааа
ЗДДДДДДДДДДДДДДДДДДДДДЕДДДДДДЕДДДДДДЕДДДДДДЕДДДДДДЕДДДДДД¶
аааааааааа є Кндааааааааааааа іа 23,8іа 54,8іа 46,7іа
42,9іа 42,5є
аааааааааа єааааааааааааааа аааааіааааа іааааа
ааааа іааааа іааааа

аааааааааа є Фрнцияаааааааааааа іа 48,1іа 39,5іа 54,1іа
49,9іа 42,2є
аааааааааа єаааааааааааааааааааа іааааа
ааааа іааааа іааааа
ааааа є
аааааааааа є Итлияааааааааааааа іа 91,1іа 73,8іа 51,5іа
40,0іа 35,6є
аааааааааа єаааааааааааааааааааа іааааа
ааааа іааааа іааааа
ааааа є
аааааааааа є Японияааааааааааааа іа 60,3іа 41,3іа
47,2іа 41,1іа 31,9є
аааааааааа єаааааааааааааааааааа іааааа
ааааа іааааа іааааа
ааааа є
аааааааааа є Швецияааааааааааааа іа 19,5іа 32,7іа
29,5іа 22,4іа 21,9є
аааааааааа єаааааааааааааааааааа іааааа
ааааа іааааа іааааа
ааааа є
аааааааааа є Швейцрияаааааааааа іа
46,3іа 52,8іа 53,9іа
60,6іа 65,9є
аааааааааа єаааааааааааааааааааа іааааа
ааааа іааааа іааааа
ааааа є
аааааааааа є Великобритнияааааа і 617,5і 679,0і 580,9і 577,5і 679,8є
аааааааааа єаааааааааааааааааааа іааааа
ааааа іааааа іааааа
ааааа є
аааааааааа є Гермнияааааааааааа і 119,6і 231,6і 247,6і 250,6і
245,2є
аааааааааа єаааааааааааааааааааа іааааа
ааааа іааааа іаа
аааіааааа є
аааааааааа є СШАаааааааааааааааа і 456,7і 719,1і 639,1і 577,6і 591,8є
аааааааааа єаааааааааааааааааааа іааааа
ааааа іааааа іааааа
ааааа є
аааааааааа є Междунродные
финн-іа 82,5і 151,8і 193,3і 238,0і
239,7є
аааааааааа є совые оргнизцииаа іааааа
ааааа іааааа іааааа
ааааа є
аааааааааа
ЗДДДДДДДДДДДДДДДДДДДДДЕДДДДДДЕДДДДДДЕДДДДДДЕДДДДДДЕДДДДДД¶
аааааааааа є Всего:ааааааааааааа і1679,6і2325,7і2192,6і2154,1і2218,8є
аааааааааа
ИНННННННННННННННННННННПННННННПННННННПННННННПННННННПННННННј
Географическое
распределение
внешней торговли Индии ( в % ) Страны Экспорт Импорт 1987/88 1988/89 1987/88 1988/89 США Япония СССР ФРГ Великобритания Бельгия Саудовская Аравия Франция Нидерланды Австралия Канада Иран 18,5 12,7 12,5 6,7 6,6 3,1 1,9 2,4 1,8 1,2 1,3 1,9 18,4 10,6 12,9 6,1 5,8 4,4 1,6 2,1 2,0 1,3 1,4 1,8 9,7 10,3 5,0 9,6 8,0 5,4 4,3 3,3 1,9 2,1 2,2 5,4 11,4 9,3 4,5 8,8 8,5 7,2 6,7 2,9 1,9 2,5 2,4 5,6
[1]Иаааааааааа Внешнеэкономическиеаааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааа
[1]Иааааааааааааааааа связиааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааа
[1]Иааааааааааааааааа Индииааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааа
ааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааа [1]ИЕрошенков
Н.А.
ааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааа [1]ИНМ-06аааааааа

Рефераты. Внешнеэкономические связи    Индии
Рекомендуем


Рефераты. Внешнеэкономические связи    Индии