Рефераты. Технико экономический анализ  Экономический рост и фискальная политика государства
Технико экономический анализ Экономический рост и фискальная политика государства

Технико экономический анализ Экономический рост и фискальная политика государства

Технико экономический анализ Экономический рост и фискальная политика государства


СОДЕРЖАНИЕ:
ВВЕДЕНИЕ                                                                                                                                          2
ЭКОНОМИЧЕСКИЙ РОСТ И ЕГО
ИЗМЕРЕНИЕ.                                                                       4
ФИСКАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА                                                                                                           8
УСЛОВИЯ СТАБИЛЬНОСТИ
ЭКОНОМИЧЕСКОГО РОСТА                                                13
ЛИТЕРАТУРА:                                                                                                                                  18
ВВЕДЕНИЕ
Характер и динамика экономического развития страны
яв­ляются предметом самого пристального внимания экономистов и политиков. От
того, какие процессы происходят в динамике и уровне развития, какие при этом
происходят структурные изменения в национальной экономике, зависит очень многое
в жизни страны и ее перспективах.
Сущность экономического развития.
Экономическое развитие представляет собой
многофакторный процесс, отражающий как эволюцию хозяйственного меха­низма, так
и смену на этой основе эко­номических систем. Вместе с тем это противоречивый и
трудноизмеряемый процесс, который не может происходить прямолинейно, по
восходящей линии. Само развитие проис­ходит неравномерно, включает периоды
роста и спада, коли­чественные и качественные изменения в экономике, положи­тельные
и отрицательные тенденции. Вероятно, экономическое развитие должно
рассматриваться за средне- и долгосрочные периоды времени.
Экономическая теория выделяет ряд циклов
экономического развития (роста), среди которых наибольшее значение имеют
длинноволновые циклы, выражающие долговременные колеба­ния экономической
активности с периодом около 50 лет и получившие название «циклы Кондратьева»
(по имени русского экономиста Н. Кондратьева); нормальные, или так называемые большие,
промышленные циклы с периодом от 8 до 12 лет и малые циклы, или «циклы Китчина»
(по имени открывшего их американского экономиста), охватывающие 3—4 года. Это
тот срок, который необходим для массового обновления ос­новных фондов. В первых
двух циклах отмечается четыре фазы: спад, депрессия, оживление и
подъем производства — и две точки: пик подъема и пик спада.
Показатели уровня экономического развития.
При определении уровня экономического развития
страны требуется прежде всего установление точки отсчета. Многие страны
сравнивают свой уровень с уровнем США.
Разнообразное сочетание факторов производства и
условий развития различных стран не позволяет оценивать уровень эко­номического
развития с какой-то одной точки зрения. Для этого используют целый ряд основных
показателей:
·
ВВП (валовой
внутренний продукт) или НД (национальный доход) на душу населения;
·
отраслевая
структура национальной экономики;
·
производство
основных видов продукции на душу насе­ления (уровень развития отдельных
отраслей);
·
уровень
и качество жизни населения;
·
показатели
экономической эффективности.
Следует подчеркнуть, что уровень экономического
развития страны — это понятие историческое. Каждый этап развития национальной
экономики и мирового сообщества в целом вно­сит те или иные изменения в состав
его основных показателей.
Ведущим показателем при анализе уровня
экономического развития являются показатели ВВП на душу населения. Эти
показатели положены в основу международных классификаций, подразделяющих страны
на развитые и развивающиеся. Так, к числу развитых стран в середине 90-х гг.
относились страны с душевым производством
ВВП от 6—7 тыс. долл. в год и выше.
В некоторых развивающихся странах (например, в
Саудов­ской Аравии) показатель ВВП
на душу населения находится на высоком уровне, соответствующем развитым
индустриаль­ным странам, однако по совокупности других показателей (от­раслевая
структура экономики, производство основных видов продукции на душу населения и
др.) такие страны не могут быть отнесены к категории развитых.
Другим показателем, широко применяемым в международ­ной
практике, является отраслевая структура экономики. Ее анализ проводится на
основе показателя ВВП, подсчитанного по отраслям. Прежде всего изучается
соотношение между крупными народнохозяйственными отраслями материального и
нематериального производства. Это соотношение вы­является прежде всего по доле
обрабатывающей промышлен­ности.
Показатели экономической эффективности
Эта группа показателей в наибольшей степени
характеризует уровень экономического развития, так как показывает (прямо или
косвенно) качество, состояние и уро­вень использования основного и оборотного
капитала страны, трудовых ресурсов.
Не вдаваясь в подробное перечисление и методику
расчета показателей этой многочисленной группы, можно выделить из них:
·
производительность
труда (в целом, по промышленности и сельскому хозяйству, по отдельным отраслям
и видам про­изводств);
·
капиталоемкость
единицы ВВП или конкретного вида продукции;
·
фондоотдачу
единицы основных фондов;
·
материалоемкость
единицы ВВП или конкретных видов продукции.
В последние годы в специальных исследованиях и стати­стической
информации все шире применяются показатели срав­нительной
конкурентоспособности, разработанные Международ­ным валютным фондом (МВФ).
Эта система показателей создана для соизмерения цен и издержек в обра­батывающей
промышленности страны и по отношению к средневзвешенным соответствующим
индикаторам наиболее развитых индустриальных стран. Таких показателей пять:
1.
удельные
затраты на заработную плату (в расчете на еди­ницу продукции);
2.
нормализованные
удельные затраты на рабочую силу (в расчете на единицу продукции), т. е. выпуск
продукции на от­работанный человеко-час;
3.
уровень
полных удельных издержек по элементам добав­ленной стоимости, т. е. показатели
удельных расходов всех пер­вичных факторов производства;
4.
сравнительный
уровень оптовых цен промышленности;
5.
сравнительный
уровень экспортных цен промышленных товаров.
Конечно, и эта система не в полной мере может
характе­ризовать экономическую эффективность страны, однако одну из сторон ее
деятельности — конкурентоспособность в между­народной торговле — отражает
достаточно достоверно.
ЭКОНОМИЧЕСКИЙ РОСТ И ЕГО ИЗМЕРЕНИЕ.
В связи с трудностями измерения процесса
экономического развития в макроэкономике чаще всего анализируют экономи­ческий
рост, хотя это лишь один из критериев экономического развития.
Экономический рост есть составляющая экономического
развития. Свое выраже­ние он находит в увеличении реального ВВП как в
абсолютном объеме, так и на душу населения.
Быстрый или, наоборот, нулевой и даже отрицательный
эко­номический рост не всегда говорит о быстром экономическом развитии,
топтании на месте или экономической деградации. Несколько примеров:
Структурные изменения в экономике страны могут
привести к такой ситуации, когда стагнация или сокращение выпуска одних видов
продукции из-за падающего или неизменного спро­са на них сопровождается быстрым
ростом других видов про­дукции. Так, в США в 80-х гг. не росло потребление
стали, сельскохозяйственной продукции, легковых автомобилей, но одновременно
увеличивался выпуск сложных изделий, напри­мер персональных компьютеров. Но и
количественный рост выпуска компьютеров недостаточно отражал другие аспекты их
производства: продажа персональных компьютеров в США за 1981—1988 гг. выросла
по количеству с 1,1 до 9,5 млн шт., по стоимости — с 3,1 до 27,7 млрд долл., а
доллар за это время обесценился на 25%. Таким образом, персональные компью­теры
дешевели, хотя их технические характеристики и качество росли. При подсчете
комплексного показателя экономического роста — валового национального продукта
(ВНП) — вышеуказанные моменты привели к тому, что он не до конца отражал
динамику экономического развития США за 80-е гг.
Тем не менее при всех недостатках экономический рост
остается наиболее употребимым критерием экономического развития. Экономический
рост может измеряться как в физи­ческом выражении (физический рост), так и в
стоимостном (стоимостной рост). Первый способ более надежен (так как позволяет
исключить воздействие инфляции), но не универса­лен (при расчете темпов
экономического роста трудно вывести общий показатель для производства разных
изделий). Второй способ употребляется чаще, однако не всегда возможно до кон­ца
«очистить» его от инфляции. Правда, в статистике ряда стран измеряют
макроэкономический рост на базе роста про­изводства наиболее важных для
экономики товаров, используя при этом их доли в общем объеме производства.
На макроэкономическом уровне ведущими показателями
ди­намики экономического роста являются:
·
рост
объема ВВП или НД;
·
темпы
роста ВВП и НД в расчете на душу
населения;
·
темпы
роста промышленного производства в целом, по основным отраслям и на душу
населения.
В экономической статистике для изучения динамики ис­пользуются
коэффициенты роста, темпы роста и темпы при­роста. Коэффициент роста х исчисляется по формуле:
X=Y1
/ Y0
где Y1,Y0  — показатели соответственно в
изучаемом и базовом периодах.
Темп роста равен коэффициенту роста, умноженному на
100. Темп прироста равен темпу роста минус 100. Однако на практике под темпом
роста часто понимают темп прироста.
В СССР в течение многих десятилетий экономический
рост измерялся произведенным НД, и лишь с 1987 г. начали при­менять показатель
ВНП. В 90-х гг. в России основным показателем динамики народного хозяйства стал
ВВП.
Факторы
экономического роста.
 Экономический рост определяется рядом факторов. В экономической
науке широ­кое распространение получила теория трех факторов производства,  родоначальником  которой был Ж.-Б. Сэй. Суть ее заключается в том, что в создании сто­имости
продукта принимают участие труд, земля и капитал.
Позднее трактовка производственных факторов получила
бо­лее глубокое и расширительное толкование. К ним обычно относят:
·
труд;
·
землю;
·
капитал;
·
предпринимательскую
способность;
·
научно-технический
прогресс.
Фактически это уже знакомые нам факторы производства
(производственные факторы), они же экономические ресурсы, но называемые
факторами роста в связи с тем, что при рас­смотрении экономического роста их
анализируют под несколь­ко другим углом.
Факторы экономического роста взаимосвязаны и перепле­тены.
Так, труд весьма производителен, если работник исполь­зует современное
оборудование и материалы под руководством способного предпринимателя в условиях
хорошо работающего хозяйственного механизма. Поэтому точно определить долю того
или иного фактора экономического роста достаточно слож­но. Более того, все эти
крупные факторы являются комплек­сными, состоят из ряда более мелких элементов,
вследствие чего факторы можно перегруппировывать.
Так, по внешне- и внутриэкономическим элементам
можно выделить внешние и внутренние факторы (например, капитал
делится на поступающий в страну извне и на мобилизуемый внутри страны, а
последний можно разделить на используемый внутри страны и на вывозимый за ее
пределы и т.д.).
Распространено и деление факторов в зависимости от
ха­рактера роста (количественного или качественного) на интен­сивные и
экстенсивные. К экстенсивным факторам
роста от­носятся:
·
увеличение
объема инвестиции при сохранении сущест­вующего уровня технологии;
·
увеличение
числа занятых работников;
·
рост
объемов потребляемого сырья, материалов, топлю и других элементов оборотного
капитала.
К интенсивным
факторам роста относятся:
·
ускорение
научно-технического прогресса (внедрение но­вой техники, технологий, путем
обновления основных фонде и т.д.);
·
повышение
квалификации работников;
·
улучшение
использования основных и оборотных фондов;
·
повышение
эффективности хозяйственной деятельности за счет лучшей ее организации.
При преобладании экстенсивных факторов роста говорят
об экстенсивном типе развития экономики, при преобладании ин­тенсивных факторов
роста — об интенсивном типе.
Экстенсивный и интенсивный рост
При экстенсивном типе развития эконо­мический рост
достигается путем количе­ственного увеличения факторов производ­ства, а при
интенсивном — путем качественного их совершен­ствования и лучшего
использования. Более того, в этом случае экономический рост возможен и при
уменьшающихся темпах капитальных вложений, и даже при уменьшении их физического
объема.
В условиях экстенсивного роста изменение соотношения
между его факторами происходит сравнительно равномерно и достижение максимума
производства продукции ставится в за­висимость главным образом от состояния
экономических ре­сурсов, особенно от сочетания затрат труда и капитала, и лишь
в определенной степени от научно-технического прогресса.
ФИСКАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА
Фискальная (лат.
fiscalis — казенный) политика — со­вокупность финансовых
мероприятий государства по регулированию правительственных доходов и расхо­дов.
Она значительно видоизменяется в зависимости от поставленных стратегических
задач, как. например, антикризисное регулирование, обеспечение высокой
занятости, борьба с инфляцией.
Современная
фискальная политика определяет основные направле­ния использования финансовых
ресурсов государства, методы финан­сирования и главные источники пополнения
казны. В зависимости от конкретно-исторических условий в отдельных странах
такая политика имеет свои особенности. Вместе с тем в странах Запада
используется общий набор мер. Он включает прямые и косвенные финансовые мето­ды
регулирования экономики.
К прямым
относятся способы бюджетного регулирования. Средст­вами государственного
бюджета финансируются: а) затраты на расши­ренное воспроизводство; 6)
непроизводительные расходы государст­ва; и) развитие инфраструктуры, научных
исследований и т.п.: г) проведение структурной политики; е) содержание
военно-промышленно­го комплекса и т.п.
С помощью
косвенных методов государство воздействует на финан­совые возможности
производителей товаров и услуг и на размеры потре­бительского спроса. Важную
роль здесь играет система налогообложе­ния. Изменяя ставки налогов на различные
виды доходов, предоставляя налоговые льготы, снижая необлагаемый минимум
доходов и т.п., госу­дарство стремится добиться возможно более устойчивых
темпов эконо­мического роста и избежать резких взлетов и падений производства.
К числу важных
косвенных методов, содействующих накоплению капитала, относится политика
ускоренной амортизации. По существу, государство освобождает предпринимателей
от уплаты налогов с части прибыли, искусственно перераспределяемой в
амортизационный фонд. Так, в ФРГ в начале 70-х годов по ряду отраслей
промышленности на амортизацию разрешалось списывать до 20—30% стоимости
основного капитала в год. В Великобритании в первый год введения в эксплуата­цию
нового оборудования можно было отчислять в фонд амортизации 50% стоимости новых
орудий производства.
Однако в этих
случаях амортизация списывается в размерах, зна­чительно превышающих
действительный износ основного капитала, вследствие чего повышаются цены на
производимую с помощью этого оборудования продукцию. Если ускоренная
амортизация расширяет финансовые возможности бизнесменов, то одновременно она
ухудша­ет условия реализации продукции и сокращает покупательную способ­ность
населения.
В зависимости от
характера использования прямых и косвенных финансовых методов различают два
вида фискальной политики госу­дарства: а) дискреционную и б) недискреционную.
Дискреционная
(лат. discrecio — действующий по своему усмотре­нию) политика означает
следующее. Государство сознательно регули­рует свои расходы и налогообложение в
целях улучшения экономичес­кого положения страны. При этом правительство
учитывает следующие проверенные на практике функциональные зависимости между
финан­совыми переменными величинами.
Первая
зависимость: рост государственных расходов увеличивает совокупный спрос
(потребление и инвестиции). Вследствие этого воз­растает выпуск продукции и
занятость трудоспособного населения. Важно учесть, что государственные расходы
влияют на совокупный спрос так же, как и инвестиции (действуют как
мультипликатор инвес­тиций, который разработал Дж. Кейнс): мультипликатор
государст­венных расходов МG показывает, насколько возрастает
валовой нацио­нальный продукт D ВНП в результате увеличения
этих расходов DG:
DВНП=DG ´ MG
Естественно, что
при уменьшении государственных затрат G сокращается  объем ВНП.
Другая
функциональная зависимость показывает, что увеличение суммы налогов уменьшает
личный располагаемый доход домашних хозяйств. В этом случае сокращаются спрос и
объем выпуска продукции и занятость рабочей силы. И наоборот: снижение налогов
ведет к возрастанию покупательских расходов, выпуска продукции и занятости.
Изменение налогообложения
дает мультипликационный эффект. Между тем мультипликатор налогов меньше
мультипликаторов инвестиций и государственных расходов. Дело в том, что каждая
единица прироста инвестиций (и государственных расходов) прямо воздейству­ет на
увеличение объема ВНП. При уменьшении же налогов растет располагаемый доход,
однако часть его идет на потребление, а оставшаяся доля расходуется на
сбережения.
У казанные
функциональные зависимости используются в дискреционной политике государства
для воздействия на экономический цикл. Разумеется, эта политика различается на
разных фазах цикла.
Например, при
кризисе проводится политика экономического роста. В интересах роста ВНП
увеличиваются государственные расходы, снижаются налоги, причем рост расходов
сочетается с уменьшением налогов так, чтобы мультипликационный эффект
государственных затрат был больше мультипликатора налогов. Итогом является
уменьшение спада производства.
Когда происходит
инфляционный рост производства (подъем, вы­званный избыточным спросом), правительство
проводит политику сдер­живания деловой активности — сокращает государственные расходы,
увеличивает налоги. Эти меры сочетаются таким образом, чтобы мультипликационный
эффект уменьшения расходов был больше, чем мультипликатор роста налогов. В результате
снижается совокупный спрос и соответственно уменьшается объем ВНП.
Второй вид
фискальной политики — недискреционная, или политика автоматических (встроенных)
стабилизаторов. Автоматический стабилизатор ­– экономический механизм, который
без содействия государства устраняет неблагоприятное положение на разных фазах
дело­вого цикла. Основными встроенными стабилизаторами являются нало­говые
поступления и социальные выплаты, осуществляемые государством.
На фазе подъема,
естественно, растут доходы фирм и населения. Но при прогрессивном
налогообложении еще быстрее увеличиваются суммы налогов. В этот период сокращается
безработица, улучшается благосостояние малообеспеченных семей. Следовательно,
уменьшаются выплаты пособий по безработице и иные социальные расходы государства.
В итоге снижается совокупный спрос, а это сдерживает экономи­ческий рост.
На фазе кризиса
налоговые поступления автоматически уменьша­ются и тем самым сокращается сумма
изъятий из доходов фирм и домашних хозяйств. Одновременно возрастают выплаты
социального характера, в том числе пособия по безработице. Значит,
увеличивается покупательная способность населения, что помогает преодолению спа­да
экономики.
Из сказанного
видно, сколь большое место занимает налогообложе­ние в финансовом регулировании
макроэкономики. В связи с этим одним из главных направлений фискальной политики
государства яв­ляется совершенствование налогового законодательства и практики
сбора налогов.
Возьмем для
примера наиболее важную разновидность налогов — подоходный налог, который
устанавливается на доходы физических лиц и на прибыль фирм. Как определяется
величина этого налога?
Сначала
подсчитывается валовой доход – сумма всех доходов, по­лученных физическими и
юридическими лицами из разных источни­ков. Из валового дохода по
законодательству обычно разрешается вы­читать: а) производственные,
транспортные, командировочные и рек­ламные расходы; б) различные налоговые
льготы (необлагаемый ми­нимум доходов; например, в США в 1990 г. этот минимум
составил 2050 долл.; суммы пожертвований, льготы для пенсионеров, инвали­дов и
др.). Таким образом, облагаемый налогом доход — это разница между валовым
доходом и указанными вычетами.
Важно установить
оптимальную налоговую ставку (размер налога на единицу обложения). Различаются
следующие ставки налога:
·
твердые, которые устанавливаются на единицу объекта незави­симо от его
стоимости (например, автомашину);
·
пропорциональные, т.е. единый процент уплаты налогов незави­симо от
размеров доходов;
·
прогрессивные, возрастающие с увеличением доходов.
Практика показывает,
что при чрезвычайно высоких ставках нало­гов подрываются материальные стимулы к
труду и новаторству. Непо­мерное возрастание в 60—70-е годы в западных странах
налогового бремени привело к отрицательным последствиям. Оно вызвало «нало­говые
бунты», широкое уклонение от налогов, способствовало утечке капиталов и бегству
получателей высоких личных доходов в страны с более низким уровнем
налогообложения.
Как известно, в
70-е годы неоконсерваторы выдвинули теорию пред­ложения. Ее авторы установили,
что рост налогообложения оказывает неблагоприятное воздействие на динамику
производства и доходов. Увеличение налогов за счет повышения их ставок на
определенном этапе не компенсирует сокращения поступлений в государственный
бюджет из-за быстрого сужения налогооблагаемых доходов, а затем это может
сопровождаться также сокращением общей суммы бюджетных доходов. В итоге высокие
налоги оказывают сдерживающее воздействие на предложение капитала, труда и
сбережения.
Основной задачей
хозяйственной политики представители теории предложения считают определение
оптимальных ставок налогообло­жения и налоговых льгот и выплат. Снижение
налогов рассматривается в качестве средства, способного обеспечить долгосрочный
экономичес­кий рост и борьбу с инфляцией. Оно усилит стремление получать боль­шие
доходы, окажет стимулирующее влияние на рост производства и увеличит покрытие
денежной массы товарами.
Группа
американских специалистов во главе с А. Лаффером изучила зависимость суммы
налоговых поступлений в бюджет от ставок подо­ходного налога. Эта зависимость
отражена кривой Лаффера (рис. 1). Ставка налога (К), в процентах 100 50 (общая сумма налогов)
Рис.
1. Кривая Лаффера
Группа А.
Лаффера теоретически доказала: ставка налога 50% Ro является оптимальной. При
такой ставке достигается максимальная сумма налогов TM. При ставке
налога выше Rо резко снижается деловая активность фирм и работников,
и тогда доходы уходят в теневую эко­номику. При R, близкой к 100% и равной
100%, полностью исчезают стимулы к трудовой деятельности и предпринимательству.
Признано, что
высшая ставка налогообложения (для самых высоких доходов) должна быть 50—70%.
Американцы говорят, что при столь высокой ставке налога, как в Швеции (75%), в
США никто не стал бы работать в легальной экономике.
Эмпирические
исследования теоретиков предложения в какой-то мере подготовили налоговые
реформы в США и других странах. В течение 80-х — начале 90-х годов в ведущих
странах Запада проводились радикальные налоговые реформы. Цели этих реформ — ввести
более равномерное налогообложение равных по величине доходов, уменьшить налог
на прибыли компаний, снизить прогрессивность налогообложения, ликвидировать ряд
налоговых льгот. Все стороны налогообложения ре­гулируются едиными исчерпывающими
законами, которые принимают национальные парламенты.
С начала
экономических реформ в России Правительство взяло ориентир на введение
чрезвычайно высокого налогообложения на доходы фирм (все виды федеральных и
местных налогов и взносов в различные фонды доходят до 85—90%), что
отрицательно сказалось на состоянии национальной экономики и перспективах ее
подъема. Не случайно ответной реакцией является активное развитие теневой эко­номики.
В итоге Правительство Российской Федерации не в состоянии собрать в доходную
часть бюджета и половины предусмотренных на­логовых поступлений.
УСЛОВИЯ СТАБИЛЬНОСТИ ЭКОНОМИЧЕСКОГО РОСТА
Общество, как
правило, заинтересовано в стабильном экономическом росте. Как можно обеспечить
такую устойчивость?
Первое
условие.
Макроэкономика должна постоянно создавать со­вокупный общественный продукт
(СОП) в объеме, который соответст­вует реально сложившимся потребностям
(точнее: платежеспособному спросу) всех граждан страны,
Второе
условие.
СОП должен состоять из двух видов благ:
а) средств
производства, необходимых для продолжения производства материальных благ:
б) предметов
потребления.
Третье
условие.
Все материальное производство делится на два под­разделения;
а) I
подразделение — производство средств производства. Сюда вхо­дят отрасли
национального хозяйства и предприятия, добывающие нефть, уголь, железную руду и
создающие станки, грузовые машины строительные механизмы, трактора и т.п.;
б) II
подразделение — производство предметов потребления (хлебозаводы, мясокомбинаты,
трикотажные фабрики и т.п.).
В итоге в
масштабе макроэкономики возникает два потока (непре­рывного движения)
материальных благ:
1.
поток
средств производств;
2.
поток
предметов потребления.
Четвертое
условие.
Каждое подразделение использует создаваемые им потоки благ для удовлетворения
собственных потребностей и для нужд другого подразделения.
Так, I и II
подразделения имеют совокупный капитал (капитал всех своих предприятий),
состоящий из средств производства. Последние ежегодно расходуются (основной
капитал частично, оборотный капи­тал полностью). Поэтому на следующий очередной
период оба подраз­деления нуждаются в восстановлении утраченных вещественных
усло­вий производства. В связи с этим поток средств производства разделя­ется
на две части: а) одна часть остается внутри I подразделения (для восстановления
израсходованных в предыдущем году вещественных условий производства); б) другая
часть потока направляется во II под­разделение (для возобновления потраченных
средств производства).
В результате
такого разделения потока средств производства в I под разделении действуют два
подотдела:
1.
подотдел
производства средств производства для I подразделения (сюда относятся базовые
отрасли промышленности, создающие материальные факторы для всей сферы
производства: уголь, нефть, металл и т.д.)
2.
подотдел
производства средств производства для II подразделения.
В свою очередь,
работники I и II подразделений потребляют про­дукцию
II подразделения — жизненные блага. Поэтому поток продукции II подразделения
делится на два направления: а) одна часть исполь­зуется для работников самого
II подразделения и б) остальная часть идет работникам I подразделения.
В итоге П
подразделение имеет два подотдела:
1.
подотдел
произ­водства предметов потребления для II подразделения
2.
подотдел
производства предметов потребления для I подразделения.
Правда, в
качественном отношении продукция этих подотделов ничем не разли­чается. Между
тем деление потока предметов потребления па две части важно для учета его
общего объема и предназначения.
Структурный
анализ подвел к вопросу: при каких количествен­ных пропорциях может
обеспечиваться нормальное — устойчивое — развитие I и II подразделений.
Сначала
рассмотрим простое общественное воспроизводство, при котором объем совокупного
общественного продукта — по его нату­ральной форме и по стоимости — не
возрастает. I подразделение I1 — средства производства для I подразделения I2 — средства производства для II подразделения II подразделение II1 — предметы потребления для I подразделения II2 — предметы потребления для II подразделения
Рис
2. Схема структуры материального производства
Схема структуры
материального производства (рис. 2) показыва­ет, во-первых, что часть всей
продукции будет реализована внутри тех подразделений, которые ее создали. Это
касается средств производства, изготовленных для самого I подразделения (I1), а также предметов потребления, которые достанутся работникам II
подразделения (II2). Во-вторых, из I подразделения во II идет
часть средств производства, изготовленная для II подразделения (I2). А из II подразделения направ­ляются предметы потребления для
работников I подразделения (II1).
Совершенно ясно,
что в условиях рыночной экономики обмен про­дукции I подразделения (I2) на продукцию II подразделения (II1) дол­жен быть
эквивалентным. Значит, главным условием реализации СОП при простом общественном
воспроизводстве является сбалансирован­ность при обмене продукцией между двумя
под­разделениями: I2 = II1 .
Иначе говоря, I
подразделение поставляет II сродства производства на такую сумму стоимости, на
которую II подразделение дает ему пред­меты потребления.
Это равенство
можно использовать для соответствующей подста­новки в формуле структуры I
подразделения (I = I1 + I2).
После взаим­ного обмена продукцией между подразделениями (I2 = II1) I подразде­ление будет иметь такой вид:
I = I1
+ II1,
т.е. I подразделение
после реализации части своей продукции во II под­разделении обеспечивает себя
необходимым количеством средств про­изводства (I1) и приобретает для своих
работников соответствующий объем предметов потребления (II2).
Используя
указанную подстановку в формуле состава II подразде­ления (II = II1 + II2), можно преобразовать ее в иной вид:
II = I2 + II2.
Тогда
оказывается, что в результате взаимного обмена продукцией между двумя
подразделениями II подразделение приобретает потреб­ное для простого воспроизводства
количество средств производства (I2), а также самообеспечивает
своих работников предметами потреб­ления (II2).
Таковы условия
сбалансированного простого воспроизводства макроэкономики.
Каково же
главное условие обмена продукцией между I и II подразделениями при расширенном
воспро­изводстве?
Очевидно, что
расширение производства (особенно при его экстен­сивном типе) требует
увеличения применяемого количества средств производства- Поэтому I
подразделение к уже имевшемуся у него в прошлом году объему средств
производства добавляет (за счет накап­ливаемой части прибыли) дополнительную
сумму новых средств про­изводства (I + DI).
Тогда в этом подразделении будет больше вещест­венных факторов: (I1 + DI1) + (I2 +DI2), т.е. станет возможным увеличить два подотдела I подразделения:
производство средств производства для I подразделения (I1 + DI1)  и производство средств производства для II подразделения (I2 +DI2).
В таком случае I
подразделение сможет дать средств производства II подразделению больше, чем
было при простом воспроизводстве. Глав­ное условие реализации СОП при
расширенном воспроизводстве при­мет другой вид:
(I1 + DI1) > II.
Выходит, что I
подразделение создает возможность для того, чтобы II подразделение тоже
вступило на путь расширенного воспроизводства. Однако для этого нужно увеличить
объем предметов потребления, поступающих в обмен на продукцию I подразделения
(за счет фонда накопления): (II1 + DII1). Чтобы обеспечить
эквивалентность и сбалан­сированность взаимного обмена продукцией между I и II подразделе­ниями
при расширенном воспроизводстве необходимо соблюдать ра­венство
(I2
+DI2) = (II1 + DII1)
При соблюдении
этого равенства произойдет полностью сбалансированное расширение I и II
подразделений. I под­разделение будет иметь возросшую величину средств
производства (I1 + DI1) и большее количество
предметов потребления для работни­ков (II1 + DII1). Аналогичным образом
увеличится производство пред­метов потребления.
Следовательно,
чтобы обеспечить стабильность экономического роста, требуется соблюдать
следующее условие. Поток благ, идущих из I подразделения во II и в обратном направлении
должен быть сбалансирован.
Этот вывод имеет полную силу и при более детальном
рассмотрении взаимосвязи всех отраслей национальной экономики.
ЛИТЕРАТУРА:
1. Борисов
Е. Ф. Экономическая теория: Учебник. — М.: Юристъ, 1997. —568 с.
2. Самуэльсон
П. Экономика. В 2-х т. Т. 2. — М.: Машиностроение, 1997. — 414 с.
3. Фишер
С., Дорнбун Р., Шмалензи Р. Экономика: Пер. с англ. со 2-го изд. — М.: Дело,
1998. — 864 с.
4. Экономика:
Учебник / Под
ред. доц. А. С. Булатова. 2-е изд., перераб. и доп. — М.: Издательство БЕК,
1997. — 816 с.
На макроэкономическом уровне ведущими показателями ди намики экономического роста являются. Сравнительный анализ прямых и косвенных методов регулирования экономики. Какие меры использует государство для ускорения экономического роста. Экономический рост и его качество булатов мировая экономика читать. Реферат на тему фискальная политика и экономический рост РК. Условия экономической стабильности экономического роста. Фискальная политика и ее влияние на экономический рост. Реферат экономический рост и политика государства. Влияние фискальной политики на экономический рост. Главные вопросы фискальной политики государства. Особенности фискальной политики в России за год. Реферат на тему Фискальная политика государства. Технико экономический анализ налогообложение. Фискальная политика и экономический рост РК. Анализ фискальной политики региона реферат.

Рефераты. Технико экономический анализ  Экономический рост и фискальная политика государства
Рекомендуем


Рефераты. Технико экономический анализ  Экономический рост и фискальная политика государства