Рефераты. Предмет  цели и задачи теоретической экономики
Предмет цели и задачи теоретической экономики

Предмет цели и задачи теоретической экономики

Предмет цели и задачи теоретической экономики


                                
Предмет, цели и задачи теоретической экономики
      Предметом исследования марксистской
политэкономии в соответствии с классовым подходом к анализу
общественной
жизни  являлись лишь производственные
отношения, основу которых составляли отношения
собственности.
Это имело существенное значение, так как из системы  производственных отношений выво-
дились
экономические закону, противоречия, 
классовые конфликты, необходимость диктатуры пролетари-
ата
и господства административно-командной системы хозяйствования.
      Производственные отношения – это
объективно складывающиеся отношения между людьми в процессе
производства,
распределения, обмена и потребления жизненных благ.
      Это самая общая  характеристика производственных отношений
дает основание  утверждать, что произ-
водственные  отношения 
есть  необходимая  сторона 
общественного  производства. “В
производстве люди
вступают  в 
отношения не только к природе. Чтобы производить,  люди 
вступают  в определенные связи и
отношения,
и только в рамках этих общественных связей и отношений существует их отношение
к природе
имеет
место производство”. [1]
     
Мысль о том, что предметом политической 
экономии  (теоретической
экономики) являются обществен-
ные отношения, 
создаваемые трудом,  и
законы,  которым труд подчинен, была
высказана еще в XVIII веке
рядом  экономистов,  в  том  числе 
Кокленом.  Наибольшее  распространение  она  получила среди
русских
экономистов  начала 
XX  века.  Многое 
для  этого  сделал 
Г.В.Плеханов. Он не только определил предмет
политической
экономии как науки о развитии производственных отношений,  но и внес существенное уточ-
нение,  различая 
собственно  производственные  отношения – отношения  социально-экономические,  иму-
щественные,  отношения 
собственности,  и отношения  производственно-организационные,  относящиеся к
общественной  организации 
производственных  сил, выделяя
противоречия внутри системы общественных
отношений
производства.
      Такое понимание предмета политической
экономии как науки вошло и в учебную литературу того и по-
следующих  периодов. 
Так,  в “Очерках политической
экономии”  В.Я.Железнов  писал, 
что  политическая
экономия  имеет 
предметом  своего исследования
общественные отношения людей, возникающие на почве
их  хозяйственной деятельности, то есть усилий,
направленных на удовлетворение разного рода потребнос-
тей  материальными  средствами.[2]
Н.И.Бухарин рассматривал производственные отношения в качестве все-
общей
категории и определял их как “отношения между людьми в
процессе общественного труда и распре-
деления
продуктов этого труда”, включая техническую
организацию труда.
      На рубеже 20-30-х годов на
страницах  экономической литературы
развернулась дискуссия по вопросу о
предмете  политической  экономии,  в  которой 
приняли  участие  Г.Абезгауз, 
А.А.Богданов,  Б.С.Борилин,
Н.И.Бухарин,  С.Кривцов, 
И.И.Рубин,  И.И.Степанов и многие
другие.  И.И.Рубин  отмечал, что “политэко-
номия
сложилась  как  наука о системе производственных отношений”. А.А.Богданов
и И.И.Степанов пред-
ложили  различать 
предмет  политической  экономии в узком смысле, то есть
социально-трудовые отноше-
ния  людей 
(отношения  прямого  и 
косвенного сотрудничества людей в производстве, кооперацию, разде-
ление
труда и пр.), и в широком смысле, куда включались еще и отношения присвоения,
распределения…
      К сожалению, сегодня среди сторонников
понимания предмета политической экономии как производст-
венных
отношений  нет полного единства. При
этом, так как политическая экономия сложилась как наука о
капиталистических
производственных  отношениях,  ее объявили 
политэкономией в узком смысле; а поли-
тическая
экономия в широком смысле, считалось, 
изучает  экономические отношения
не только капитализ-
ма,
но и других способов производства.
      Если 
же  мы  обратимся к мировой литературе прошлого и настоящего, то мы
увидим еще большее раз-
личие
в толковании предмета теоретической экономики (политической экономии).
      Так например, у представителей первой
школы политической экономии – меркантилистов, отражающих
интересы  торговцев 
эпохи первоначального накопления капитала, предметом научных
исследований было
богатство.
Источником  богатства  объявлялась 
торговля,  само  же 
богатство отождествлялось ими чаще с
деньгами.
Школа  физиократов  перенесла 
предмет  политической экономии –
национальное богатство – из
сферы  обращения 
в  сферу  производства. Это было величайшим
достижением экономической науки, хотя
физиократы
ошибочно считали источником “богатства” только
сельское хозяйство.
     
Представители  английской  классической  школы  политической
экономии расширили предмет полити-
ческой  экономии 
до  исследования  условий 
производства  и  накопления 
(Смит),  а  также распределения
(Д.Рикардо)  национального  богатства,  создаваемого  во 
всех  отраслях материального
производства, куда
включались: промышленность,
строительство, сельское хозяйство, лесное хозяйство и др.
      Аналогичного  мнения  о  предмете политической экономии
придерживаются отдельные и современные
западные  экономисты, 
рассматривая  политическую
экономию как науку о производстве, распределении и
потреблении  национального  богатства.  Но понимание
последнего в процессе исторического развития эко-
номической  мысли 
менялось. Первоначально 
национальное  богатство
представляли в виде денег, затем в
виде  результата 
производства,  а  сегодня 
в  национальное богатство
включают и самого человека, его ум,
его
интеллект, информацию как источник последующего развития общества.
      Экономическая  мысль  прошлого  сохранила 
и  другое  понимание политической экономии как науки о
народном  или 
общественном  хозяйстве. Немецкие
экономисты В.Рошер и К.Бюхнер объявили предметом
политической  экономии 
народное  хозяйство,  под которым ими понимаются отношения людей к
внешней
природе.
А.Богданов и И.Степанов  в  свое  время отмечали, что
вошедшее в учебники определение полити-
ческой
экономии как  “науки об общественном
хозяйстве… совершенно неточно и ненаучно”,  ибо “в поня-
тие  об 
общественном  хозяйстве  входит и вся техника производства”, последнее
же не включается в пред-
мет
политэкономии.[3]
      В известном  всему миру учебнике М.Самуэлсона “Экономикс” среди
множества определений предмета
теоретической
экономики  (политэкономии)  указывается,  что экономикс – наука 
о  повседневной деловой
жизни
и деятельности людей.
      Еще ранее А.Маршалл  определял 
предмет  теоретической  экономики 
или политической экономии как
исследование  нормальной жизнедеятельности человеческого
общества: исследование богатства и частично
человека,  точнее 
стимулов  к  действию и 
мотивам противодействия. В этом определении подчеркивается
роль
человека в экономике.
      В современной  экономической 
литературе  распространено  понимание предмета теоретической эконо-
мии  как  
изучение   “редкости”,  ограниченности  ресурсов. 
Так,  Дж.Робинсон  пишет, 
что  политическая
экономия – это наука,  которая  изучает поведение
людей как связь между целями и ограниченными средст-
вами, имеющими 
альтернативные  пути применения.
И в российской экономической литературе появляют-
ся 
определения теоретической экономики как науки о том, как люди стремятся
использовать ограниченные
ресурсы 
в производстве товаров и услуг, рационально распределяя и обменивая их,
пытаясь удовлетворить
свои безграничные  потребности  с  целью 
всестороннего развития способностей и расширения возможнос-
тей человека.
      Перечень определений  теоретической  экономики можно было бы и далее продолжить, но в этом, дума-
ется,  нет 
необходимости. Имеет смысл согласиться с П.Самуэльсоном в том, что все
определения теорети-
ческой
экономики (политэкономии) как науки раскрывают ее предмет с разных сторон, ибо
берутся различ-
ные
аспекты жизнедеятельности человека, в том числе и экономический, что не
позволяет дать ему краткое
и в
то же время всеобъемлющее определение.
      И все-таки,  если 
принять во внимание, что большинство современных экономистов мира
признает тео-
ретическую
экономику  универсальной  наукой о проблемах  выбора ресурсов  и
экономическом поведении
человека,  то 
наиболее общим  (собирательным)
и  правильным  можно считать определение теоретической
экономики,
данное доктором экономических наук, профессором А.И.Добрыниным.
      Общая экономическая теория  – 
это  общественная  наука, 
которая  изучает поведение людей
и групп в
производстве,  распределении и потреблении материальных
благ в целях удовлетворения потребностей при
ограниченных
ресурсах  (понимая  это 
не в физическом смысле,  хотя он
имеет место, а как невозможность
полного
удовлетворения потребностей всех членов общества одновременно и полно), что
порождает конку-
ренцию
за их использование.
      Характеристика  предмета  общей  теоретической  экономики как изучение поведения людей и их групп
не  означает отказ от исследования
производственных отношений. Это те же производственные отношения,
где
акцент  делается  не 
на  объект  отношений (средства производства, предмет
потребления), а на субъект
этих
отношений – человека.  Такой акцент  чрезвычайно 
важен  для  социально ориентируемого рыночного
хозяйства,
к формированию которого направлены современные преобразования в России.
      Теоретическая экономика структурно
включает в себя микроэкономику (поведение отдельных экономи-
ческих
субъектов)  и макроэкономику  (поведение 
или  функционирование  национальной   экономической
системы  в 
целом),  а  также 
можно  выделить мезоэкономику
(поведение определенных подсистем нацио-нальной  экономики  или  отраслей 
народного хозяйства) и супермакроэкономику (поведение мировой эко-
номики
в целом).
      При изучении предмета теоретической
экономики с целью более четкого его осмысления целесообразно
выделять: сферу  исследования  – экономическая жизнь или среда, в которой осуществляется
хозяйственная
деятельность;  объект 
исследования – экономические явления; субъект исследования –
человек, группа лю-
дей,
государство;  предмет исследования –
жизнедеятельность “экономического человека”, группы людей и
государства,  их экономическое  поведение  в  связи 
с той экономической средой, в которой они находятся.
При  этом 
важно  подчеркнуть,  что 
основная  задача  теоретической экономики – дать не просто
описание
экономических  явлений, 
а  показать их взаимосвязь  и 
взаимообусловленность,  то  есть раскрыть систему
экономических
явлений, процессов и законов.
      Еще представитель
исторической школы Карл Менгер подчеркивал, 
что  экономическое  знание дает не
одна  теоретическая  экономика,   а целая  сеть самостоятельных  конкретных 
экономических  дисциплин  с
особыми  задачами, 
предметами и логическими примерами. Конкретные экономические дисциплины
выра-
батывают
систему правил,  необходимых  для 
практической деятельности, а потому относятся не к области
общей
теории,  а  искусства в хозяйственной практике.  Важнейшая задача теоретической экономики – быть
несущей конструкцией”  не  только
всей системы экономических наук, но и учебных дисциплин, что явля-
ется
основой всей высшей экономической школы.
                      Взаимосвязь
теоретической экономики с другими науками и
                                                   экономической политикой
      Теоретическая экономика является
методологическим фундаментом целого комплекса наук: отраслевых
(экономика
торгового дела,  промышленности,  транспорта, строительства); функциональных
(менеджмент,
финансы,
кредит, маркетинг, прогнозирование); межотраслевых (эк.
география, демография, статистика).
      Теоретическая экономика  – 
одна из общественных  наук  наряду с историей,  философией, правом. Она
призвана  раскрыть 
одну  часть социальных  явлений в жизнедеятельности человека, наука
права – другую,
наука
нравственности – третью и так далее,  и
только  общая совокупность всех
теоретических, социальных
и  исторических  наук  в  состоянии 
объяснить нам всю общественную жизнь. Поэтому неправильно требо-
вать
проверки положений теоретической экономики на фактах действительности.
      Теоретическая  экономика 
учитывает знания, 
достигнутые  конкретными  экономическими  науками,  а
также
социологией,  психологией, историей и
другими науками, без учета которых полученные теоретичес-
кой
экономикой выводы могут оказаться ошибочными и ложными.
      Практическая  значимость  теоретической
экономики (известная формула Огюста Конта) в том, что зна-
ние
ведет к предвидению,  а предвидение – к
действию.  Теоретическая  экономика должна лежать в основе
экономической  политики, а через  нее пронизывать 
область  хозяйственной практики.
Действие (практика)
ведет
к знанию, знание – к предвидению, предвидение – к правильному действию.
      Теоретическая экономика – это не набор
правил о том,  как  стать богатым. Она не дает готовых ответов
на
все проблемы.  Теория – лишь инструмент,
способ осмысления экономической действительности. Владе-
ние
этим инструментом,  знание  основ 
теоретической  экономики могут
помочь каждому человеку сделать
правильный
выбор во многих жизненных ситуациях.
      У.К.Митчелл в своей  основной 
работе “Лекции и типы экономической теории” (1935 год)
настаивал на
взаимосвязи  экономических проблем с неэкономическими, в
частности, с проблемами социологии, культу-
ры
и другими, обусловливающими психологию, поведение и мотивы деятельности людей в
обществе.
      Теоретическая  экономика тесно связана с экономической генетикой, ибо
экономическое развитие имеет
имманентное  генетическое  экономическое содержание. 
Экономическую генетику сегодня определяют как
науку,  которая позволяет понять внутренние
механизмы динамики, соотношения и взаимодействия наслед-
ственности  и 
изменчивости  в  процессе неравномерного циклического
развития. Передача экономической
наследственности
всегда осмыслена разумом человека и опосредована его трудом.
      От теоретической экономики следует
отличать экономическую политику.
      Теоретическая  экономика  развивалась в
поисках ответа на проблемы, поставленные хозяйственной по-
литикой,
но они остаются лишь инструментом осмысления экономической действительности и
прогнозиро-
вания
ее динамики.
      Экономическая политика  – 
целенаправленная  система
мероприятий государства в области обществен-
ного
производства,  распределения, обмена и
потребления благ. Она призвана отражать интересы общества,
всех
его социальных групп и направлена на укрепление национальной экономики.
      Экономическая  политика  занимается  нахождением вариантов решения экономических
проблем и при-
ведением  в 
действие их механизмов. 
Политики,  пользуясь  теоретической экономикой, должны считаться
также  с 
культурным,  социальным,  правовым и политическим аспектами решаемой
проблемы, если хотят,
чтобы  проводимая 
ими  политика  была 
успешной.  Осуществление задач
экономической политики может
привести  к 
изменению экономической системы, ее совершенствованию, что находит
отражение в последу-
ющем
развитии теоретической экономики (политэкономии).
      Курс теоретической экономики  – 
это научное руководство к познанию экономической действительнос-ти без
претензий на монополию истины.
                                                   Методология теоретической
экономики
      Методология  теоретической  экономики
наука о методах изучения хозяйственной жизни, экономичес-
ких
явлений.  Она предполагает наличие общего
подхода к изучению экономических явлений, единое пони-
мание
 действительности,  единую  философскую
 основу.  Методология
 призвана  помочь решить главный
вопрос:  с  помощью каких научных способов,
приемов познания действительности теоретическая экономи-
ка  добивается истинного освещения
функционирования и дальнейшего развития той или иной экономичес-
кой
системы. В методологии теоретической экономики можно выделить несколько главных
подходов:
·
субъективный
(с позиции субъективного идеализма);
·
неопозитивно-эмпирический
(с позиции неопозитивистского эмпиризма и скептицизма);
·
рационалистический;
·
диалектико-материалистический;
     При
субъективном  подходе  в 
качестве  исходного  пункта 
анализа экономических явлений берется хо-
зяйствующий 
субъект,  воздействующий на
окружающий мир, причем суверенное “я” абсолютно независи-
мо,
отсюда  все  равны. Объектом 
экономического анализа является поведение субъекта экономики (“гомо-
экономикса”), и
теоретическая экономика поэтому рассматривается как наука о человеческой
деятельности,
определяемой  ограниченностью потребностей. Главная
категория при таком подходе – потребность, полез-
ность.
Экономика  становится  теорией 
выбора, осуществляемого хозяйствующим субъектом из различных
вариантов.
      Неопозитивистско-эмпирический  подход основан на более тщательном изучении
явлений и их оценках.
Во
главу  угла  ставится  технический
аппарат исследования,  который из
инструмента превращения в пред-
мет  познания 
(математический  аппарат,  эконометрика,  кибернетика и т.д.), 
а  результатом исследования
выступают  различного 
рода  эмпирические  модели, 
которые здесь являются главными категориями. Этот
подход  предполагает  деление на микроэкономику – экономические проблемы на уровне
фирмы и отрасли,
и
макроэкономику – экономические проблемы в масштабе общества.
      Рационалистический  подход 
ставит  целью  открытие “естественных” или
рациональных законов циви-
лизации.  Это 
требует  исследования
экономической системы в целом, экономических законов, регулирую-
щих
данную систему,  изучение  экономической  “анатомии” общества. Экономические
таблицы Кенэ – это
вершина  такого 
подхода.  Целью  экономической  деятельности 
человека  является  стремление 
получить
пользу,  а 
целью  теоретической  экономики 
  не  изучение  человеческого
поведения, а изучение законов,
регулирующих  производство,  распределение 
общественного  продукта,  именно 
того, как это происходит
(Д.Рикардо).
Такой  подход  позволяет  признавать  деление общества на классы, в отличие от
субъективис-
тов,
представляющих  общество  как совокупность равных субъектов. Главное
внимание при таком подходе
уделяется
стоимости, цене, экономическим законам.
      Диалектико-материалистический  подход 
считается единственно правильным решением научных проб-
лем
на  основе  не  эмпирического  позитивизма 
(опыта),  а объективного анализа,
характеризующего внут-
ренние
связи явлений,  существующие  в 
реальности  и  в их развитии. Экономические процессы и
явления
постоянно
возникают, развиваются и уничтожаются, то есть находятся в постоянном движении.
      Методологию  нельзя  смешивать с
методами – инструментами, совокупностью приемов исследования в
науке
и воспроизведения их в системе экономических категорий и законов.
      Теоретическая экономика использует
широкий спектр методов научного познания.
      Одним 
из  таких  методов 
при  изучении  хозяйственных  явлений  является метод
научной абстракции.
Исследователь
отвлекается  от второстепенных сторон
явлений, чтобы выявить то, что в них существенно и
постоянно  повторяется.  Так возникают  такие общие
понятия, как производство вообще, потребности, рас-
пределение,
обмен и др. При  помощи  абстрактного  мышления  шаг  за шагом происходит раскрытие сущ-
ности  экономических  явлений,  что  требует 
формирования определенных логических понятий, более или
менее
полно отражающих реальную экономическую действительность в ее развитии.
      Логические  понятия, 
отражающее  наиболее  общие и существенные стороны хозяйственной
жизни об-
щества,
называются экономическими категориями.
      Такими категориями являются,  например, спрос, предложение, кредит,
собственность, рынок, прибыль,
заработная
плата и многие другие.
      В экономике,  как и в любой другой области общественной жизни и в природе,
сквозь внешне кажущий-
ся
хаос  и 
нагромождение  случайностей
прокладывает себе путь необходимость, закономерность развития.
Экономические  процессы 
в  обществе  управляются внутренними, присущими им
законами – законами об-
щественных  действий 
людей  или  экономическими  законами. В книге “Философия права” Гегель
писал о
политэкономии
как науке,  которая  делает 
честь мысли”, потому что она, имея перед собой массу
случай-
ностей, 
отыскивает  их  законы. 
Всякий  закон  выражает 
собой сущность того или иного явления. Закон и
сущность – понятия  однородные 
(однопорядковые), 
выражающие  углубление  познания 
человеком явле-
ний, мира. Явление шире, богаче закона, однако
закон улавливает внутреннюю сущность явления.
      Чтобы дать  определение 
экономическому  закону,  необходимо 
вспомнить  философское  определение
закона  как 
устойчивого,  прочного,  многократно 
повторяющегося  явления и  как выражение внутренней,
существенной,  необходимой, причинно-следственной,
постоянной, всеобщей, качественной и количествен-
ной
взаимосвязи (отношения), свойственной данному явлению или процессу.
      Это определение можно полностью
отнести и к экономическому закону. То, что не случайно, а типично,
постоянно
 и  выражает внутреннюю сущность экономических явлений и
процессов, отражают экономичес-
кие
законы.  Не  следует  смешивать
 экономические  законы с законами природы,  так  же  как и с законами
естествознания,
так как имеется ряд существенных и принципиальных различий:
1.
Естественные законы 
  это  законы  природы,  экономические – законы развития общественной
жизни,
хозяйственной деятельности людей;
2. Естественные законы вечны, экономические – носят исторический характер;
3.
Открытие  и 
применение  естественных  законов 
происходит более или менее гладко, а экономические
законы встречают сильное противодействие со стороны
отживающих сил общества.
      Экономические  законы  в  своей 
совокупности  образуют систему
экономических законов развития об-
щества,
которая включает в себя различные группы и виды законов.
      Метод научной абстракции хотя и
важнейший, но не единственный метод научного познания, использу-
емый
в теоретической экономике.  Здесь  активно применяются и такие методы, как
анализ и синтез, индук-
ция
и дедукция, исторический и логический, экономико-математическое моделирование и
другие.
      Анализ – это мысленное  расчленение 
изучаемого явления на его составные части и стороны и исследо-
вание
каждой из этих частей отдельно.  Путем
синтеза экономическая теория воссоздает единую целостную
картину
явлений и процессов.
      Широко также используются индукция и
дедукция.  Посредством индукции
(наведения) обеспечивается
переход  от 
изучения  единичных  фактов к общим  положениям и выводам. 
Дедукция  (выведение) делает
возможным
переход от наиболее общих выводов к относительно частным.
      Анализ и синтез, индукция и дедукция
применяются в теоретической экономике в единстве.
      Важное 
место  в  исследовании  экономических явлений и процессов занимает исторический и
логичес-
кий
методы. Они не противопоставляются друг другу, а рассматриваются в единстве,
поскольку историчес-
ки
исходный  пункт  исследования совпадает с исходным пунктом
логического исследования. Однако логи-
ческое
(теоретическое)  исследования
экономических явлений и процессов не является зеркальным отраже-
нием
исторического  процесса.  В конкретных  условиях  той  или 
иной  страны могут возникнуть
экономи-
ческие  явления, 
которые  не  являются обязательными для господствующей
системы хозяйствования. Если
фактически
(исторически)  они  имеют 
место, то в теоретическом анализе подобные явления могут игнори-
роваться.
Мы можем от них отвлечься. Историк же не может их игнорировать. Он должен их
описать.
      Используя исторический метод,
теоретическая экономика исследует хозяйственные процессы и явления
в
той последовательности, в которой они в самой жизни возникали, развивались и
сменялись одни другими.
Такой
подход  позволяет  конкретно 
и  наглядно  представить 
все  особенности  различных экономических
систем.
Но он имеет недостаток,  который
сводится к тому,  что обилие
описательного материала и частных
исторических
подробностей может затруднить серьезное теоретическое изучение хозяйства.
      Исторический метод показывает, что в
природе и обществе развитие идет от простого к сложному. При-
менительно  к 
предмету  теоретической  экономики это означает, что во всей
совокупности экономических
явлений
и процессов необходимо  выделить  в 
первую  очередь  наиболее  простые  явления,  возникающие
раньше  других 
и  являющиеся  основой для их возникновения. Например, при
анализе рынка таким эконо-
мическим
явлением является обмен товаров.
      Экономическим  процессам  и  явлениям 
присущи  качественная и
количественная определенность. По-
этому  теоретическая  экономика  широко  использует математические и статистические
приемы и средства
исследования,  которые 
позволяют  выявить  количественную  сторону процессов и явлений хозяйственной
жизни,
их переход в новое качество.  При этом
широко применяется вычислительная техника, в том числе и
ЭВМ.
Особую роль здесь играет метод экономико-математического моделирования. Данный
метод, являясь
одним
из  системных  методов 
исследования,  позволяет  в 
формализованной  форме  определить 
причины
изменений  экономических  явлений, 
закономерности  этих изменений,  их последствия, возможности и из-
держки влияния на ход
изменений,  а также делает реальным
прогнозирование экономических процессов. С
помощью
этого метода создаются экономические модели.
      Экономическая модель  – 
это формализованное описание экономического процесса или явления, струк-
тура  которого 
определяется  как  его 
объективными свойствами, так и субъективным целевым характером
исследования.
      В связи с построением моделей важно
отметить роль функционального анализа в политэкономии.
      Функции – это переменные величины,
зависящие от других переменных величин.
      Функции встречаются в повседневной нашей
жизни, и мы чаще всего не осознаем это. Они имеют место
в
технике,  физике,  химии, экономике и так далее. Применительно
к экономике, например, можно отметить
функциональную
связь между  ценой и спросом. Спрос
зависит от цены. Если повышается цена на товар, то
величина  спроса 
при  прочих равных условиях  на него уменьшается. При этом цена является
независимой
переменной,
или аргументом, а спрос – зависимой переменной, или функцией. Таким образом,
можно крат-
ко
сказать,  что  спрос  есть  функция 
цены. Но спрос и цена могут меняться местами. Чем выше спрос, тем
выше
при прочих равных условиях цена. Следовательно, цена может быть функцией
спроса.
      Экономико-математическое  моделирование  как  метод  экономической  теории  получил  широкое рас-
пространение
в XX веке.  Однако  элемент 
субъективности  в  построении 
экономических  моделей иногда
ведет
к ошибкам.  Лауреат Нобелевской  премии М.Аллэ писал в 1989 году, что в
течении сорока лет эконо-
мическая  литература 
развивалась  в  ошибочном 
направлении:   в  сторону  совершенно  искусственных  и
оторванных  от 
жизни  математических  моделей с преобладанием математического
формализма, что пред-
ставляет
собой по сути дела большой шаг назад.
      В зарубежной  экономической литературе зачастую термины “теория”, “модель”, “принципы”, “законы”
используются как синонимы (К.Макконнелл и
С.Брю).
      Большинство моделей,  принципов 
теоретической  экономики  могут быть выражены географически и в
виде
математических уравнений, поэтому при изучении теории экономики важно знать
математику и уметь
составлять
графики.
      При изучении экономической жизни людей,
их групп и всего общества возможны, разумны и необходи-
мы
экономические эксперименты, хотя далеко не всегда можно предвидеть их все
вероятные результаты.
      Экономический эксперимент  –  это  искусственное  воспроизведение 
экономического явления или про-
цесса
с целью его изучения в наиболее благоприятных условиях и дальнейшего
практического изменения.
      Сознательное  массовое  экономическое
экспериментирование на микроуровне связано с деятельностью
Р.Оуэна,
П.Ж.Прудона, Ф.Тейлора, Г.Форда, а на макроуровне – с именами Дж.Кейнса и
М.Фридмена. Ши-
рокие
эксперименты на макроуровне проводились и в бывшем СССР.
      В заключение уместно привести слова
Дж.Кейнса о том, что “идеи экономистов и
политических мысли-
телей
и когда они  правильны, и когда
ошибаются – имеют гораздо больше значение, чем принято думать.
В
действительности только они и правят миром”. [4]  Отсюда проблемы экономической организации общест-
ва
это серьезные вещи,  которые  требуют усердных занятий и к которым нельзя
относиться легкомыслен-но.
 
  
[1] Маркс К.,
Энгельс Ф. Соч. 2-е изд. Т.6. С.441.
[2] Железнов
В.Я. Очерк политической экономии. М., 1918. С.10.
[3] Богданов А.,
Степанов И. Курс политической экономии. Т.1. С.4-5.
[4] Дж.М.Кейнс,
Общая теория занятости, процента и денег. Избр. Произвед. М.: Экономика, 1993. С. 517.
Какое из этих положений не имеет отношения к определению предмета теоретической экономики. Какие из этих положений не имеют отнощение к определению предмета теоретической экономики. Яке з цих положень не ма в дношення до визначення предмету теоретично економ ки. Экономика есть искусство удовлетворять человеческие потребности при помощи эссе. Какие из этих положений не имеют отношения к определению предмета эк. Взаимосвязь экономической науки с другими науками и практикой. Какие основные вопросы решает теоретическая экономика. Экономика как наука Её цели задачи и методы изучения. Экономика как наука ее цели задачи и методы изучения. Реферат Цели и задачи изучения экономической теории. Предмет задачи функции мировой экономики как науки. Что главное реальная или теоретическая экономика. Предмет и задачи экономического анализа реферат. Реферат предмет задачи экономического анализа. Определение предмета теоретической экономики.

Рефераты. Предмет  цели и задачи теоретической экономики
Рекомендуем


Рефераты. Предмет  цели и задачи теоретической экономики