|
Курсовая: Эколого-правовой режим пользования животным миром
Курсовая: Эколого-правовой режим пользования животным миром
Тобольский
факультет заочного обучения
Тюменского юридического института
МВД России
КОНТРОЛЬНАЯ
РАБОТА
по: Экологии
тема: Эколого-правовой режим пользования животным миром
Вариант № 8
Выполнил: слушатель Корушев Иван Николаевич, 2 группа 1 курс.
Служебный адрес: 6629850
ЯНАО, Пуровский район, п. Тарко-Сале, ул. Клубная д.2. тел. (297) 6-13-68
Зачетная книжка № 1578.
г. Тобольск 2000 год.
План работы:
1. Животный мир как объект эколого-правового режима. Право пользования животным миром и его виды.
2. Правовая охрана животного мира. Ответственность за нарушение законодательства об охране и использовании животного мира.
3. Практическое задание.
Животный мир как объект эколого-правового режима.
Объектом использования и охраны выступают лишь дикие животные (млекопитающие, птицы, пресмыкающиеся, земноводные рыбы, а также
моллюски, насекомые и др.), обитающие в состоянии естественной свобод на суше, в воде, атмосфере, в почве, постоянно или временно населяющие территорию
страны. Не являются таким объектом сельскохозяйственные и другие домашние животные, а также дикие животные, содержащиеся в неволе или полуневоле для
хозяйственных, культурных, научных, эстетических или иных целей. Они являются имуществом, принадлежащим на праве собственности государству, кооперативным,
общественным организациям, гражданам, и используются и охраняются в соответствии с законодательством, касающимся государственной и личной
собственности.
Особенностью животного мира является то, что данный объект возобновляем, но для этого необходимо соблюдение
определенных условий, непосредственно связанных с охраной животных. При истреблении, нарушении условий их существования определенные виды животных
могут окончательно исчезнуть, и их возобновление будет невозможно. И наоборот, поддержание условий существования животного мира, регулирование численности
животных, принятие мер к разведению исчезающих видов способствуют их восстановлению и возобновлению. Животный мир поддается преобразовательной
деятельности человека: возможно одомашнивание диких животных, скрещивание и выведение новых видов, выращивание в искусственных условиях отдельных видов
животных и переселение их в естественные места обитания.
Особенности государственного управления эколого-правовым режимом животного мира.
В соответствии с действующим законодательством в области регулирования отношений по охране и использованию
животного мира относятся: распоряжение животным миром; определение общих мероприятий и установление основных положений, правил и норм в этой области;
разработка и утверждение общественных планов по охране и рациональному использованию животного мира; установление систем государственного учета
животных и их использования и порядка ведения государственного кадастра животного мира; государственный контроль за охраной и использованием животного
мира и установление порядка его осуществления; решение других вопросов.
Государственное управление в области эколого-правового режима пользования животным миром осуществляется Советом
Министров РФ, местной администрацией, а также специально уполномоченными на то государственными органами по охране и регулированию использования животного
мира и иными государственными органами. Специально уполномоченными органами являются: по наземным животным и птицам - Главное
управление охотничьего хозяйства и заповедников при Совете Министров РФ (Главохота РФ), по рыбным запасам - министерства рыбного хозяйства республик,
их органы рыбоохраны.
Функции управления эколого-правовым режимом пользования животным миром следующие: государственный учет животных и
их использование, государственный кадастр животного мира; планирование мероприятий в области охраны и использования животного мира; государственный контроль
за охраной и использованием животного мира; разрешение споров, связанных с пользованием животным миром.
Для обеспечения охраны и организации рационального использования животного мира ( ст. 31 Закона) проводится
государственный учет животных и их использования и ведется государственный кадастр животного мира, содержащий совокупность сведений о географическом
распространении видов (групп видов) животных, их численности, характеристики необходимых им угодий, современного хозяйственного использования животных и
другие необходимые данные.
На основании постановления Совета Министров СССР от 28 апреля 1984 года “О порядке государственного учета
животных и их использования и государственного кадастра животного мира”, предусматривающего необходимость обеспечения мероприятий по ведению
государственного учета животных и их использования с 1986 года, а ведение государственного кадастра животного мира с 1988 года, государственный кадастр
животного мира включает данные государственного учета животных и их использования по количественным и качественным показателям, а также сведения, необходимые для
обеспечения охраны животного мира, планирования, размещения и специализации охотничьего и рыбного хозяйства и других отраслей народного хозяйства,
осуществления иных мероприятий, связанных с использованием животного мира, оценки ресурсов и прогноза состояния животного мира, организации проведения
мероприятий по регулированию численности отдельных видов диких животных.
К животным, подлежащим учету и занесению в кадастр, относятся животные, являющиеся в установленном порядке
объектами охоты, промысловые водные беспозвоночные и промысловые морские млекопитающие, насекомые (вредители леса и растений и полезные для леса и
сельскохозяйственных культур), животные, занесенные в Красную книгу, занесенные в перечни, утвержденные Академией наук РФ и Министерством здравоохранения РФ, а
также находящиеся на территории государственных заповедников и природных национальных парков. Наряду с дикими животными объектом государственного кадастра
животного мира признаны также необходимые им угодья (земельные, водные, лесные), что обусловлено неразрывной органической связью животного мира со
средой его обитания и интересами обеспечения животных необходимыми условиями существования и в первую очередь кормами.
Государственный контроль за охраной и использованием животного мира имеет своей задачей обеспечить выполнение всеми
министерствами, государственными комитетами, кооперативными и другими общественными предприятиями, учреждениями, организациями, а также гражданами
обязанностей по охране животного мира, соблюдение установленного порядка пользования животным миром и иных правил, установленным законодательством, об
охране и использовании животного мира.
Государственный контроль за охраной и использованием животного мира осуществляется соответствующими органами
исполнительной власти, а также специально уполномоченными на то органами.
Наряду с государственным контролем осуществляется также ведомственный контроль за охраной и использованием
животного мира теми органами, в ведении которых находятся предприятия, учреждения, пользующиеся объектами животного мира.
Функции государственного контроля выполняет Государственная охотничья инспекция Главохоты РФ, ее подразделения в
областях, краях, автономиях. Государственные инспекционные задачи по охране лесных животных осуществляет также и лесная охрана.
Государственный контроль за охраной и воспроизводством рыбных запасов выполняют Главное управление по охране и
воспроизводству рыбных запасов и регулированию рыболовства (Главрыбвод) Минрыбхоза РФ, бассейновые управления, инспекции рыбоохраны по областям, краям,
автономиям, районам.
В борьбе с браконьерством активную роль играют органы внутренних дел. Совместно с государственными органами
контроль за охраной и использованием животного мира производится и обществами охотников и рыболовов, общественными инспекциями по охране животного мира,
создаваемыми при органах охотнадзора и рыбоохраны.
Право пользования животным миром и его виды.
Правовой основой природоохранительной деятельности государства в данной сфере являются Закон РСФСР “Об охране и использовании
животного мира”, а также охотничье и рыболовное законодательство.
Пользователями животного мира (ст. 10 Закона) могут быть государственные, кооперативные и другие общественные
предприятия, учреждения, организации и граждане. Они могут осуществлять следующие виды пользования животным миром: охоту, рыболовство (включая
добывание беспозвоночных и морских млекопитающих, не относящихся к объектам охоты и рыболовства); в научных, культурно-просвяетительных, воспитательных и
эстетических целях; использование полезных свойств жизнедеятельности животных - почвообразователей, естественных санитаров среди опылителей растений и др.; в
целях получения продуктов жизнедеятельности животных.
Одним их основных видов пользования животным миром является охота (ст.12 Закона) - промысловое добывание диких
зверей и птиц, любительская и спортивная охота. Согласно постановлению Совета Министров СССР от 5 января 1982 года “Об улучшении ведения охотничьего
хозяйства” право на охоту имеют все граждане, являющиеся членами общества охотников, сдающие испытания по охотничьему минимуму, уплатившие
государственную пошлину с соответствующими отметками в членском охотничьем билете, получившие разрешение на право пользования охотничьем оружием, путевку
на производство охоты в определенных охотничьих угодьях и разрешение на отстрел (отлов) указанного вида и количества зверей и птиц.
Для организации спортивно-любительской охоты созданы добровольные общества - республиканские
общества охотников, Всеармейское военно-охотничье общество, охотничье общество “Динамо”, которые наделены правом выдачи охотничьих билетов и приему испытаний
по охотминимуму. В этом случае удостоверением на охоту служат охотничий билет, путевка, выданная обществом охотников, и лицензия на отстрел (отлов)
соответствующего вида и количества животных с указанием срока их отстрела (отлова) и места охоты.
При промысловой охоте такими документами являются план-наряд на отстрел определенного вида промысловых
животных или договор с охотопромысловым хозяйством на отстрел животных, лицензия на добычу лицензионных видов животных.
Добывание диких животных в порядке научно-исследовательской охоты производится по разрешениям органов охраны
животного мира и платным лицензиям на отстрел (отлов) животных.
Рыболовство (ст. 13 Закона) - промысловый лов рыбы, добывание водных беспозвоночных и морских млекопитающих,
а также любительский и спортивный лов рыбы и добывание водных беспозвоночных - осуществляется в установленном порядке.
Все водоемы, которые используются или могут быть использованы для промысловой добычи рыбы, других видов водных
животных либо имеют значение для воспроизводства рыбных запасов, считаются рыбохозяйственными и находятся в ведении Минрыбхоза РФ и под его контролем.
Правилами рыболовства по отдельным рыбохозяйственным водоемам и водным бассейнам определяются места лова, сроки лова рыбы и других водных животных,
перечень запрещенных к отлову ценных рыб, нормы вылова ценных пород рыбы на одного гражданина, список разрешенных и запрещенных орудий лова и другие
требования.
Промысловая добыча производится на рыбохозяйственных участках, предоставляемых в пользование по договорам с
государственными, кооперативными и другими рыбозаготовительными организациями. За пределами данных участков лов рыбы этими организациями осуществляется по
билетам органов рыбного хозяйства. Научно-исследовательские организации проводят лов рыбы по специальным разрешениям органов рыбоохраны.
Спортивно-любительский лов разрешается всем гражданам бесплатно на водоемах общего пользования: на
водоемах (или отдельных участках этих водоемов), где рыболовство организуется обществами охотников и рыболовов, членами этих обществ, а на водоемах, которые
определены органами рыбоохраны под организацию культурных рыбных хозяйств, обществ охотников и рыболовов, - по разрешениям, выдаваемым этими обществами
бесплатно или за плату.
Предприятиям, учреждениям, организациям и гражданам (ст. 14 Закона) разрешается добывание животных, не
относящимся к объектам охоты и рыболовства. Законодательством устанавливаются перечни животных, добывание которых осуществляется только по разрешениям,
выдаваемыми специально уполномоченными на то государственными органами по охране и регулированию использования животного мира, а также перечни тех видов,
добывание которых запрещается.
В соответствии со ст. 16 Закона допускается использование полезных свойств жизнедеятельности животных без
изъятия их из природной Среды, за исключением отдельных случаев. Согласно ст. 17 Закона использование животных в целях получения продуктов их
жизнедеятельности допускается без изъятия животных, а также без их уничтожения и без нарушения Среды их обитания.
Среди оснований прекращения права пользования животным миром (ст. 29 Закона) выделяются следующие: минование
надобности в пользовании или отказ от него; истечение установленного срока пользования; возникновение необходимости изъятия из пользования объектов
животного мира в целях охраны животных; ликвидация предприятия, учреждения, организации, которым было предоставлено право пользования; невыполнение
пользователями установленных правил, норм и иных требований по охране и использованию животного мира.
Правовая охрана животного мира.
Основные требования, которые должны соблюдаться при планировании и осуществлении мероприятий, могущих воздействовать на среду
обитания животных и состояние животного мира, зафиксированы в ст. 8 Закона. К этим требованиям относятся: необходимость сохранения видового многообразия
животных в состоянии естественной свободы; охрана Среды обитания, условий размножения и путей миграции животных; сохранение целостности естественных
сообществ животных; научно обоснованное рациональное использование и воспроизводство животного мира; регулирование численности животных в целях
охраны здоровья населения и предотвращение ущерба народному хозяйству. Последнее требование предусмотрено ст. 18
Закона, в которой говорится, что мероприятия по регулированию численности отдельных видов животных должны осуществляться гуманными способами,
исключающими причинение вреда другим видам животных и обеспечивающими сохранность Среды обитания животных.
Меры охраны животного мира зафиксированы в ст. 21 Закона. Некоторые требования получают конкретизацию в
других статьях Закона. Так, требование охраны Среды обитания, условий размножения и путей миграции конкретизируется применительно к хозяйственной
деятельности, а именно: при размещении, проектировании, строительстве населенных пунктов, предприятий, сооружений и других объектов, в
совершенствовании существующих и внедрении новых технологических процессов, введении в хозяйственный оборот целинных земель, заболоченных территорий,
прибрежных и занятых кустарником территорий, мелиорации земель, осуществлении лесных пользований, проведении геологоразведочных работ, добыче полезных
ископаемых, определении мест выпаса и прогона сельскохозяйственных животных, разработке туристических маршрутов и организации мест массового отдыха
населения, а также при размещении, проектировании и строительстве железнодорожных, шоссейных, трубопроводных и других транспортных магистралей,
линий электропередачи и связи, каналов, платин и иных гидротехнических сооружений должно быть обеспечено осуществление мероприятий по выполнению
данного требования (ст. 23 Закона).
В соответствии со ст. 24 Закона предприятия и граждане обязаны принимать меры по предотвращению гибели животных
при проведении сельскохозяйственных, лесозаготовительных и других работ, а также при эксплуатации транспортных средств. Без осуществления таких мер
запрещается выжигание сухой растительности, хранение материалов, сырья и отходов производства.
В целях охраны животного мира устанавливается более жесткий режим использования животных в заповедниках,
заказниках и других особо охраняемых территориях. Здесь запрещены виды пользования животным миром и другая ответственность, несовместимая с целями
заповедывания.
Большое значение имеет охрана редких и находящихся под угрозой исчезновения отдельных видов животных. Такие животные
(ст. 26 Закона) заносятся в Красную книгу. Действия, могущие привести к гибели этих животных, сокращению их численности или нарушению среды обитания, не
допускаются. В случае, когда воспроизводство редких и находящихся под угрозой исчезновения видов животных невозможно в естественных условиях, специально
уполномоченные на то государственные органы по охране и регулированию использования животного мира должны принимать меры к созданию необходимых
условий для разведения этих видов животных. Их добывание и изъятие для разведения в специально созданных условиях и последующего выпуска на свободу в
научно-исследовательских целях, для создания и пополнения зоологических коллекций допускается по особому разрешению, выдаваемому специально
уполномоченными на то государственными органами по охране и регулированию использования животного мира.
2. Ответственность за нарушения законодательства об охране и использовании животного мира.
В федеральном законе в первые приведен обстоятельный перечень правонарушений в области использования и охраны
животного мира, за которые юридические лица и граждане, виновные в совершении правонарушений привлекаются к административной, гражданско-правовой и уголовной
ответственности.
К ним относятся:
- нарушение порядка пользования животным миром, а также незаконный ввоз животных или
растений, признанный наносящим ущерб сохранению объектов животного мира, занесенных в Красную книгу;
- нарушение правил охраны среды обитания животных, правил создания зоологических коллекций
и торговли ими, самовольное переселение, акклиматизация и скрещивание объектов животного мира;
- нарушение правил транспортировки, хранения и применения средств защиты растений и других
препаратов, причинившее ущерб животному миру;
- уничтожение редких и находящихся под угрозой исчезновения объектов животного мира или
совершение иных действий, которые могут привести к гибели, сокращению численности или нарушению среды обитания таких объектов;
- нарушение правил охоты и рыболовства, а также правил осуществления других видов пользования
животным миром;
- нарушение правил китобойного промысла;
- ввоз в Россию и вывоз за её пределы объектов животного мира и их продуктов и частей
без соответствующего разрешения;
- нарушение требований по предотвращению гибели объектов животного мира в процессе
хозяйственной деятельности и при эксплуатации транспортных средств;
- нарушение режима охраны объектов животного мира в природных заповедниках, заказниках,
заповедных зонах национальных природных парков и на других особо охраняемых природных территориях, акваториях;
- уничтожение или повреждение знаков, зданий или других сооружений, принадлежащих
пользователям животным миром или специально уполномоченным гос. органам по охране, контролю и регулированию использования объектов животного мира и среды
обитания;
- нарушение установленного порядка выдачи лицензий на пользование животным миром и
разрешений на изъятие объектов животного мира из среды обитания;
- сокрытие или искажение информации о состоянии и численности объектов животного мира,
имеющей важное значение для безопасности населения и домашних животных, устойчивого пользования объектов животного мира, их воспроизводства и качества
среды обитания.
В соответствии с Федеральным законом юридические лица и граждане, причинившие вред объектам животного мира и среде
их обитания, возмещают нанесенный ущерб добровольно либо по решению суда или арбитражного суда в соответствии с таксами и методиками исчисления ущерба
животному миру, а при их отсутствии – по фактическим затратам на компенсацию ущерба, нанесенного объектам животного мира и среде их обитания с учетом
понесенных убытков, в том числе упущенной выгоды.
В случае не предотвращенного ущерба, нанесенного жизнедеятельности объектов животного мира, сельскому, водному и
лесному хозяйству, убытки возмещаются из фондов экологического страхования, если пользователь животным миром является членом такого фонда.
Ущерб должен быть взыскан с пользователей животным миром, если эти пользователи не приняли реальных и
необходимых мер по предотвращению или уменьшению ущерба на закрепленных за ними территориях, акваториях. В случае, если
специально уполномоченные гос. органы по охране, контролю и регулированию пользования объектами животного мира и среды обитания необоснованно
ограничивают пользователей животным миром в изъятии объектов животного мира, наносящих ущерб сельскому,
водному и лесному хозяйству, ответственность за нанесенный несут должностные лица соответствующего специально уполномоченного гос. органа.
Все сделки, совершаемые в отношении животного мира в нарушение законов и иных нормативных актов РФ и субъектов РФ в
области охраны и использовании объектов животного мира, не действительны.
Федеральным законом установлено, что незаконно добытые объекты животного мира, их части и выработанная из них продукция,
а также орудия незаконного добывания объектов животного мира, в том числе транспортные средства, подлежат изъятию или конфискации в порядке,
установленном законодательством РФ. При невозможности изъятия незаконно добытой продукции с виновных лиц взыскивается её стоимость.
В Федеральном законе имеется специальный раздел, посвященный правам и обязанностям должностных лиц,
уполномоченных осуществлять охрану животного мира, перечислены их права и сформулирована социальная защита должностных лиц, уполномоченных гос. органов
по охране, контролю и регулированию использования объектов животного мира.
Должностные лица и граждане подвергаются административным взысканиям за совершение следующих правонарушений
в области охраны и использования животного мира:
- за самовольную переуступку права пользования объектами животного мира, а также
совершение других сделок, в прямой или скрытой форме нарушающих право гос. собственности на животный мир, а равно и самовольное использование объектов
животного мира, на которое требуется специальное разрешение (ст.48 ч.1 КоАП РСФСР);
- за нарушение правил охраны среды обитания и путей миграции животных; правил
создания, пополнения, хранения, использования и учета зоологических коллекций, правил торговли зоологическими коллекциями, а также правил пересылки и вывоз за
границу объектов животного мира из зоологических коллекций, а равно за самовольное переселение
акклиматизацию и скрещивание животных (ст.84 ч.2 КоАП РСФСР);
- за нарушение правил транспортировки, хранения и применения средств защиты растений , стимуляторов роста . минеральных
удобрений и других препаратов, причинившее ущерб животному миру (84.ч1 КоАП РСФСР);за нарушение установленного порядка пользования животным миром в
заповедниках и на других особо охраняемых территориях, а тагже за незаконный ввоз в Российскую Федерацию животных и растений, признанных наносящими ущерб
сохранению видов животных, занесенных в Крвсную книгу РФ или Красную книгу субъекта РФ ( 84.ч3 КоАП РСФСР).
Уголовное законодательство предусматривает ответственность за незаконное занятие рыбным, звериным и другими водными
добывающими промыслами (ст. 256 УК РФ).Ответственность в данном случае наступает за лов рыбы и добычу водных животных с нарушением установленных
законодательством правил, т.е. за ведение промысла без надлежащего на то разрешения, либо в запретное время, либо в недозволенных местах.
Действия лиц, виновных в незаконном вылове рыбы, добыче водных животных, выращиваемых колхозами, совхозами, другими
предприятиями и организациями в специально устроенных или приспособленных водоемах, либо завладение рыбой, водными животными, отловленными этими
организациями, или находящимися в питомниках и вольерах дикими животными, птицей, подлежат
квалификации как хищение гос. или общественного имущества.
Квалифицирующий состав данного преступления предполагает повторность совершения незаконного промысла, его
сопряженность с уловом, убоем ценных пород рыб и других водных животных, с причинением крупного ущерба.
Ст.258 УК РФ предусматривает ответственность за незаконную охоту, т.е. охоту без надлежащего на то разрешения, или в
запрещенных местах, или в запрещенные сроки, запрещенными орудиями и способами. Ответственность за незаконную охоту наступает в случае, если эти действия
совершены после применения мер административного взыскания за такое же нарушение. Квалифицирующий состав этого преступления предполагает охоту на
зверей и птиц, охотиться на которых полностью запрещено, или незаконную охоту, причинившую крупный ущерб, или охоту на территории заповедника, либо с
применением автомототранспортных средств, самолетов.
К крупному относится ущерб, причиненный отстрелом зубра, лося, оленя при незаконной охоте, уничтожением мест нереста,
гибелью большого количества мальков при незаконном занятии водным добывающим промыслом, отловом и уничтожением животных и растений, занесенных в Красную
книгу Российской Федерации, Красные книги республик, входящих в её состав.
В соответствии с законодательством предприятия, учреждения, организации, а также граждане обязаны возместить вред,
причиняемый нарушением законодательства об охране и использовании животного мира в установленном порядке. Ущерб, причиненный незаконной охотой,
определяется по таксам, предусмотренным Положениями об охоте и охотничьем хозяйстве, а также по таксам для исчисления размера за ущерб, причиненный
незаконным добыванием или уничтожением животных, занесенных в Красную книгу РФ.
За уничтожение редких и находящихся под угрозой исчезновения животных, относящихся к видам занесенным в Красную книгу
РФ или Красные книги республик в составе РФ и других субъектов РФ или уничтожение кладок яиц, жилищ животных и других сооружений или совершение иных
действий которые могут привести к гибели или сокращению численности, нарушение среды обитания таких животных, либо добывание таких животных с нарушением
условий указанных в разрешении на добывание (ст.84 ч.4 КоАП); за нарушение правил охоты, рыболовства и охраны рыбных запасов, а также правил осуществления
других видов пользования животным миром; а грубое нарушение правил охоты ( охота без надлежащего на то разрешения или в запрещенных местах, или в
запрещенные сроки, запрещенными орудиями или способами), а также за систематическое нарушение других правил охоты (ст.85 КоАП) граждане
подвергаются штрафу с конфискацией находящихся в их собственности ружей и других орудий охоты и без таковой. Граждане или должностные лица могут быть
также лишены права охоты на срок до 3 лет с конфискацией ружей и других орудий охоты или без таковой (последнее взыскание предусмотрено ст.85 КоАП).
Лишение права охоты и конфискация огнестрельного оружия и других орудий охоты и боевых припасов не могут
применяться к лицам, для которых охота является основным источником существования.
Взыскание применяют: административные комиссии при местной администрации, руководители республиканских (автономных),
краевых, областных и районных органов, осуществляющих гос. надзор за соблюдением правил охоты, - по фактам нарушения правил охоты; начальника
Главрыбвода Министрества рыбного хозяйства РФ, его заместитель, начальники бассейновых управлений по охране и воспроизводству рыбных запасов и
регулированию рыболовства и их заместители, начальники отделов рыбохраны указанных бассейновых управлений, старшие и районные инспектора органов
рыбохраны – по фактам нарушения правил рыболовства и охраны рыбных запасов.
Размер ущерба определяется законодательством по специальным таксам в виде твердой суммы за каждого
животного в зависимости от его вида и экологической ценности.
Акционерные общества государственные и иные сельскохозяйственные предприятия, организации, объединения несут имущественную
ответственность за допущенную при производстве сельхозработ по их вине гибель диких животных и птиц.
Размер возмещения вреда определяется по установленным таксам.
В случаях, когда порядок исчисления ущерба специальном законодательством не регулируется, он определяется в
соответствии с новым ГК РФ.
Практическое задание.
ИСПОЛЬЗОВАННАЯ ЛИТЕРАТУРА:
1. Б.В. Ерофеев. Экологическое право. м., “Высшая школа”, 1992.
2. В.В. Петров. «Экологическое право России» М.,1995.
2. Конституция Российской Федерации.
3. Закон РСФСР “ Об охране и использовании животного мира”.
4. Основы законодательства РФ “О здравоохранении”.
|