|
Рамон Луллий. Рыцарь любви
Рамон Луллий. Рыцарь любви
Рамон Луллий. Рыцарь любви
Он
был поэтом и мистиком, бесстрашным проповедником любви и божественных истин. В
истории его жизни перемешались реальность и легенды. Современники называли его
doctor illuminatus — «озаренный наставник», а позже — «трубадур Христа».
Рамон
Луллий родился в 1233 году на острове Майорка в знатной испанской семье. Он был
хорошо образован, прекрасно рисовал, музицировал и слагал стихи во имя
прекрасных дам. При дворе Иакова I Арагонского эти способности весьма ценились,
и Рамон, любимец короля, вскоре стал воспитателем его сына. Он был отважным
рыцарем, смеялся над строгими нравами общества и имел славу искусного
обольстителя дам. Говорили, что перед его обаянием не устояла бы даже смерть.
Все
изменилось в один миг. Луллию было 30 лет, когда он впервые увидел сеньору
Амброзию де Кастелло и был сражен ее красотой. Она была замужем и оставалась
безразличной к его чарам. Пальцы Луллия были стерты в кровь от бесчисленных
серенад, исполненных под балконом возлюбленной. При дворе уже стали
посмеиваться: «Рамон постарел...»
Но
однажды сеньора де Кастелло пригласила Луллия в часовню и скинула с себя одежды
со словами: «Узри, Рамон, грязь тела, которое тебя привлекает. Насколько было
бы лучше, когда бы ты обратил любовь к Христу, во власти которого вознаградить
тебя безмерно!» Прекрасное тело красавицы было покрыто язвами проказы. Луллий
был потрясен. Амброзия умерла через три месяца, и все это время рыцарь день и
ночь искал лекарство, которое исцелило бы ее. А потом поклялся, что откроет
эликсир бессмертия... Так гласит легенда.
С
тех пор жизнь Рамона Луллия уже не походила на жизнь обычного человека. Вскоре
в ней случилось еще одно сильное потрясение. Он узрел Господа на кресте и
услышал просьбу «полностью бросить мир и обратиться к службе Ему».
Луллий
следует призыву. Он покидает Майорку и отправляется в паломничество по святым
местам Испании и Франции. Через год возвращается на родину, чтобы учиться. В
Пальма де Майорка он изучает науки и восточные языки, ибо свою главную миссию
видит в том, чтобы не копьем и мечом, но убеждением и примером изменить мир,
обратить неверных, показать величие и безмерность Божественной любви. Пребывая
в уединении, Луллий наблюдает Бога в сиянии звезд и цветах на полях, в прибое
морских волн и залитых солнцем облаках... «Птица распевала в саду
Возлюбленного. Любящий вошел и сказал птице: „Если бы мы не понимали наш язык,
мы могли бы понять друг друга любовью, потому что в твоем пении Возлюбленный
открывается моим очам“».
«Книга
о Любящем и Возлюбленном» — философско-поэтический шедевр Луллия, 366 «духовных
метафор», по числу дней в году. Божественное и человеческое — главная тема
книги. В ней соединены жемчужины древней мудрости — идеи неоплатоников и темы
Ветхого завета, лирика трубадуров и суфийская мистика. Ее герои — Любящий и
Возлюбленный. Любящий — это христианин в поисках истины, Возлюбленный — это
Бог, которого Любящий ищет в длительном и опасном путешествии.
В
1276 году при содействии короля Якова II Луллий открывает на Майорке колледж, в
котором начинают преподавать арабский; предпринимает энергичные попытки
организовать широкое миссионерское движение с целью повсеместного изучения
восточных языков. Но его идеи не находят поддержки у римского папы и у
европейских монархов. Лишь в 1311 году папа дал разрешение на изучение
арабского, еврейского и греческого языков в университетах Европы. Но Луллий не
может ждать и поэтому действует в одиночку, на свой страх и риск. Он посещает
Кипр, Армению, Северную Африку, Ближний Восток. В Алжире склоняет к
христианской вере 70 арабских философов... Стремится обратить в христианство
монголов на Руси. Сидит в тюрьме, терпит лишения, подвергается
преследованиям... Но он верен своему пути, своей миссии. Ему есть за что
сражаться.
«Великое
искусство» — так называется самый главный трактат Луллия. В Откровении ему было
сказано написать книгу, которая станет известна всем и изменит мир. Вот он —
этот труд, содержащий все ответы на вопросы теологии, метафизики и естественных
наук. На его основании Луллий создает загадочную мистическую систему из
множества ключевых понятий и символов, разнообразные комбинации которых
отвечали бы на все вопросы, о каких только может помыслить человек.
Как
рассказывает легенда, однажды Луллий увидел на листьях маленького чечевичного
куста буквы разных алфавитов — они двигались от ветра и соединялись друг с
другом в разном порядке.
Идея
единства и универсальности мироздания легла в основу его книги и изобретения.
Принцип работы этого творения можно сравнить с принципами действия компьютера.
Недаром Луллия считают отцом комбинаторики, которая в наши дни используется в
компьютерных системах. С помощью «Великого искусства» Луллий надеялся открыть
новые истины — и не в одной, а во всех науках, — достичь сближения народов и
культур. В эпоху Возрождения и позже его идеи развивали Николай Кузанский,
Джордано Бруно, Лейбниц, Ньютон... Но в XIII веке он одинок. Над ним смеются.
Считают еретиком. Безумцем. Луллий не обращает внимания на насмешки. В
лаборатории известного мистика Арнольда Вилановы он изучает алхимию. Выступает
на Соборе в Вене с докладом о распространении христианства, после которого
растет его слава проповедника. Луллия, не имеющего ученой степени миссионера,
трижды приглашают читать лекции в Парижский университет — центр европейской
интеллектуальной жизни того времени. Он ведет диспуты с профессорами
университета в Монпелье. Посещает монастыри и аббатства Франции, Италии,
Испании, стремясь принести людям свет открывшегося ему Великого искусства.
Помните,
как у Сервантеса купцы смеялись над благородным Дон Кихотом, требуя показать им
хотя бы портрет его Дульсинеи, красоту которой он столь безоговорочно
прославлял? А Дон Кихот возражал им: «Если я вам ее покажу, то что вам будет
стоить засвидетельствовать непреложную истину. Все дело в том, чтобы не видя
уверовать, подтвердить, засвидетельствовать и встать на защиту, а не то я
вызову вас на бой, дерзкий и надменный сброд». За несколько столетий до Дон
Кихота Рамон Луллий был таким рыцарем без страха и упрека. И не на страницах
романа, а в жизни. Несмотря на разочарования, на равнодушие пап и королей,
монахов и мирян, на упорное нежелание мусульман Средиземноморья переходить в
христианство, вновь и вновь он бросался штурмовать неприступную крепость
здравомыслия.
«Никто
не обольщай самого себя: если кто из вас думает быть мудрым в веке сем, то будь
безумным, чтобы быть мудрым» — так учил апостол Павел. Луллий называл себя
Дураком Любви и не стеснялся своего шутовского колпака. Он говорил: «Я желаю
быть дураком, дабы воздавать славу и хвалу Господу, и да не будет ни
мастерства, ни умения в словах моих из-за величия моей Любви».
Рамон
Луллий оставил после себя более 480 самых разных произведений. Среди них —
философские труды, исследования в области логики и медицины, романы и
мистические трактаты. Его «Книга о рыцарском ордене» стала известной во всей
Европе. Она появилась, когда разного рода опасности начали угрожать рыцарскому
духу, и на многие столетия сделалась своеобразным кодексом чести всего
рыцарского сословия.
Его
жизнь оборвалась в 1315 году в Тунисе, во время третьего путешествия в Африку.
На площади городка Бужи Луллия забили камнями мусульмане-фанатики. Волею судьбы
в тот самый момент к берегу пристало судно с генуэзскими купцами,
возглавляемыми Стефаном Колумбом, предком Христофора Колумба. Генуэзцы увидели
груду булыжников и над ней слабое свечение. Бережно извлекли они из-под камней
тело 80-летнего мудреца и доставили его на Майорку. Сегодня прах Рамона Луллия
покоится в церкви Святого Франциска в Пальма де Майорка. На его могиле такие
слова: «Здесь лежит Любящий, кто умер ради своего Возлюбленного и... кто храбро
сражался ради любви... Любящий скромный, терпеливый, верный, горячий,
благоразумный, чистый и полный всех добрых вещей, вдохновляющих многих Любящих
к прославлению и служению своему Возлюбленному».
Любящий
шел по городу как безумный, напевая своему Возлюбленному, и люди спросили его,
не сумасшедший ли он. Он ответил: «Мой Возлюбленный лишил меня рассудка, и я
уступил ему мой разум, так что нет во мне ничего, кроме памяти, с помощью
которой я вспоминаю своего Возлюбленного»... Любящий призвал всех людей и
сказал: «Любовь приказывает вам любить всегда, пусть вы идете, сидите,
просыпаетесь, засыпаете, говорите или молчите, покупаете или продаете, плачете
или смеетесь, в радости или в печали, в прибыли или в убытке, делаете ли
что-нибудь, вы должны любить, потому что это приказание любви».
Рамон
Луллий. Книга о Любящем и Возлюбленном
Список литературы
Для
подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://www.newacropolis.ru
|