Меры безопасности при перевозке опасных грузов
Меры безопасности при перевозке опасных грузов
Меры безопасности при перевозке опасных грузов
К
опасным грузам относятся любые вещества, материалы, изделия, отходы
производственной и иной деятельности, которые в силу присущих им свойств и особенностей
могут при их перевозке создавать угрозу для жизни и здоровья людей, нанести
вред окружающей природной среде, привести к повреждению или уничтожению
материальных ценностей.
Подавляющее
большинство опасных грузов по территории Российской Федерации перевозится
автомобильным и железнодорожным транспортом (около 95% всех перевозок опасных
грузов). Гораздо меньшая доля выпадает на водный и воздушный транспорт. В то же
время автомобильные дороги и железнодорожные ветки естественным образом сконцентрированы
в наиболее густонаселенных территориях. Таким образом, большая часть всех
перевозимых опасных грузов сосредоточена в таких местах, где любая их утечка
или иная авария может привести к значительному материальному, экологическому
ущербу или человеческим жертвам. Поэтому во всех развитых странах разработаны
строгие правила, направленные на обеспечение безопасности перевозок опасных
веществ и снижение последствий возможных аварийных ситуаций при их
транспортировке. Более того, в связи с большим количеством международных
грузоперевозок и возможными глобальными масштабами последствий аварий с опасными
веществами, существуют различные международные соглашения, регулирующие такие
перевозки. Как пример, можно привести следующие документы: «Европейское
соглашение о международной дорожной перевозке опасных грузов» (ДОПОГ),
«Соглашение о межгосударственных перевозках опасных и разрядных грузов»
(заключили бывшие советские республики, кроме Прибалтики), «Рекомендации по
перевозке опасных грузов» ООН и другие документы. Надо также отметить, что
большинство международных перевозок опасных грузов регламентируется именно
международными соглашениями и рекомендациями ООН, а в дополнение – документами
тех стран, по территории которых осуществляется перевозка.
На
территории Российской Федерации основные требования к организации перевозок
опасных грузов определяются как международными соглашениями, нормами и стандартами,
так и собственными законодательными документами. На автомобильном транспорте
это «Правила перевозки опасных грузов автомобильным транспортом», утвержденные
Министерством транспорта России от 08.08.1995 №73, на железной дороге – «Правила
безопасности при перевозке опасных грузов железнодорожным транспортом»,
утвержденные Госгортехнадзора России 16.08.1994 №50. Существует также целый ряд
документов, регулирующих перевозки опасных грузов речным, морским и авиационным
транспортом.
Согласно
ГОСТ 19433—88 «Грузы опасные. Классификация и маркировка» и ДОПОГ опасные
вещества разделяются на классы, подклассы, категории и группы в соответствии с их
физико-химическими свойствами, видами и степенью опасности при
транспортировании. Также для классификации опасных грузов используют номера по
списку ООН – четырехзначные номера, присвоенные Комитетом экспертов ООН по перевозке
опасных грузов для обозначения вещества или группы веществ.
Рассмотрим
в качестве небольшого примера необходимых мер безопасности при транспортировке
опасных веществ действующие «Правила перевозки опасных грузов автомобильным
транспортом» (далее – ППОГ).
ППОГ
предъявляют определенные требования к организациям, занимающимся
транспортировкой опасных грузов, используемому автотранспорту и сопровождающему
персоналу. Перевозка опасных грузов подлежит лицензированию в соответствии с действующим
законодательством Российской Федерации. Для перевозок некоторых опасных веществ
требуется также специальное разрешение Минтранса РФ, а для перевозки особо
опасных грузов (их список также определяется ППОГ) – соответствующее разрешение
от органов внутренних дел.
Особое
внимание в ППОГ уделяется маршруту, по которому следует груз. Маршрут не должен
проходить вблизи крупных населенных пунктов, промышленных предприятий, зон
отдыха, заповедников и т.д. Внутри населенных пунктов маршрут прокладывается
вдали от учебных, дошкольных, лечебных и т.п. заведений. Во многих случаях
маршрут обязательно необходимо согласовывать с подразделениями ГАИ МВД России.
Еще
более строгие требования устанавливаются в отношении транспортных средств и условий
проведения транспортировки. В первую очередь обращается внимание на систему
информации об опасности: специальную окраску и надписи на транспортных
средствах, информационные таблицы для обозначения транспортных средств,
аварийные карточки для определения мероприятий по ликвидации аварий и их
последствий и т.д. Автомобили должны иметь запас хода без дозаправки не менее
500 км, а при транспортировке грузов на большее расстояние – комплектоваться
запасным топливным баком. Заправка автомашин, груженных горючими или
взрывоопасными грузами, на АЗС общего пользования или ПАЗС производится на
специально оборудованной площадке, расположенной на расстоянии не менее 25 м от
территории АЗС, нефтепродуктами, полученными на АЗС в металлические канистры.
Скоростной
режим движения при перевозке опасных грузов устанавливается ГАИ МВД России с учетом
конкретных дорожных условий при согласовании маршрута перевозки. Также в ППОГ
указаны условия перевозки опасных грузов автоколонной. Перевозка особо опасных
грузов должна осуществляется с автомобилем сопровождения, оборудованным
проблесковым маячком оранжевого и желтого цвета либо сопровождаться патрульным
автомобилем ГАИ МВД России. Стоянки разрешаются только в специально отведенных
местах вне населенных пунктов, не ближе 200 метров от жилых строений и мест
скопления людей.
Обеспечение
безопасности при работе с опасными веществами невозможно без надлежащего
технического оснащения и регламентирования условий проведения таких работ.
Технические требования к автомобилям, перевозящим опасные грузы, а также к используемой
таре и организации погрузочно-разгрузочных работ перечислены в п. 4 «Техническое
обеспечение перевозок» ППОГ.
Поскольку
зачастую причиной инцидентов и аварий является человеческий фактор, усиленное
внимание уделяется также водителям и другому персоналу, сопровождающему опасный
груз. В п. 5 ППОГ приведен ряд требований к сотрудникам, непосредственно
осуществляющим перевозку.
Более
детально организация и техническое обеспечение перевозки опасных грузов зависит
от класса перевозимого вещества. Перевозка многих из них регламентируется
отдельными документами и правилами (например «Правила безопасности при
транспортировании радиоактивных веществ»), в том числе международными.
Список литературы
Для
подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://www.znakcomplect.ru
|